В самом центре Невского проспекта в начале 20-го века по проекту Г.Барановского было построено здание Торгового дома Товарищества братьев Елисеевых. На первом этаже располагался знаменитый Елисеевский магазин, на втором комедийный театр. До революции он назывался «Невский фарс».
Официальной датой рождения театра Комедии является 1929 год. В это время Театральные залы в Елисеевском доме передают вновь созданному Театру Сатиры под руководством режиссера Д.Г. Гутмана. Через два года Театр Сатиры объединили с театром «Комедия» и назвали Ленинградским Театром Сатиры и Комедии.
В то время звездой этого театра была выдающаяся актриса Е.М. Грановская. Практически весь репертуар ставился ориентируясь на нее, хотя в труппе работали великолепные начинающие актеры Н.К. Черкасов, Б.А. Бабочкин, Н.К. Смирнов-Сокольский, Л.О. Утесов. На сцене показывали советские комедии, водевили, эстрадные обозрения.
В середине 30-х над театром нависла угроза закрытия. Публика не шла на спектакли, гастроли были неудачные, лучшие актеры уходили. В 1935 году начальник управления городскими театрами предложил Николаю Павловичу Акимову возглавить этот театр и попытаться исправить ситуацию.
Акимов смело взялся за дело, он пригласил в театр молодых актеров, авторов, не забывая классиков. В своих спектаклях Акимов был не только режиссером, но и соавтором, художником.
Николай Павлович делал эскизы декораций, костюмов, грима. Задумывая спектакль, Акимов видел его целиком, во всех подробностях, вплоть до мелочей. Николай Павлович очень тонко работал с актерами. Он показывал актерам эскизы, настраивал на персонажей, каждого актера внутренне подводил к роли и доверял дорабатывать роль самостоятельно.Поставленные им пьесы имели ошеломительный успех. Уже в 1936 году зрители увидели «Собаку на сене» Лопе де Вега, за которой последовали блистательные постановки «Школа злословия» Р.Шеридана в 1937 г, «Опасный поворот» Д.Б.Пристли в 1939 г, «Валенсианская вдова» в 1939 г, Лопе де Веги и «Тень» Е.Шварца в 1940. В это время театр Комедии стал признанным как один из лучших театров страны.
Подчеркнутая независимость, ироничность, свобода взглядов акимовских постановок не могла остаться безнаказанной в то трудное политическое время. Некоторые спектакли запрещаются, а в 1949 году Акимов изгоняется из своего театра. С этого времени и до 1956 года театр Комедии работал без руководителя.
В 1956 году Николай Павлович возвращается в театр и ставит множество блестящих спектаклей по произведениям классиков- Чехова, Шекспира, Байрона, и современных советских драматургов- Е. Шварца, Л.Ракова, Д. Аля. Особенно замечательно сотрудничество с Евгением Шварцем, в результате которого появились такие спектакли как «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо» и др. Эти постановки создали новый жанр в сценическом искусстве - философская сказка для взрослых.
В труппе театра работали легендарные актеры: Елена Юнгер (ставшая женой Акимова), Александр Бениаминов, Борис Тенин, Лидия Сухаревская, Ирина Зарубина и многие другие.В 1967 году Ленинградскому театру Комедии присвоено звание академического. В 1968 году Николай Павлович Акимов умер.
С 1970 по 1976 годы возглавлял театр Комедии Вадим Голиков. Он отдавал предпочтение сатире и высокой комедии. Его лучшие спектакли - «Тележка с яблоками» Б.Шоу, «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М.Достоевского - имеют оригинальный замысел и аналитичный сюжет. В 1972 году в театр приходит режиссер Петр Фоменко, который в 1977 году становится главным режиссером. Он вносит свою лепту и разнообразие в прекрасный репертуар театра- «Этот милый старый дом» А.Арбузова поставлен в 1972 году, «Троянской войны не будет» Ж.Жироду в 1973 году, «Старый новый год» М.Рощина в 1974 году. Его спектакли неожиданны, музыкальны и изящны. Самая выдающаяся работа Фоменко за 1977-1981 гг – это «Теркин-Теркин» по произведениям Твардовского.
В 1983 году театр возглавил Ю.Е.Аксенов. До сих пор идет его постановка по Михаилу Булгакову «Зойкина квартира». В 1986 году театру присвоено имя Николая Павловича Акимова.
С 1991 по 1995 годы театром руководит молодой режиссер Дмитрий Астрахан. Он поставил «Тартарен из Тараскона» А.Доды, «Алхимики» Б. Джонсона и др. Режиссерам-последователям Акимова помогали блестящие актеры Игорь Дмитриев, Михаил Светин, Вера Карпова, Анатолий Равикович, Светлана Карпинская, Ольга Антонова, Владимир Труханов и др. В 1995 году руководителем театра комедии стала Татьяна Казакова, заслуженный деятель искусств России. Ее работам свойственна эмоциональная многогранность, выразительность, философский подтекст.
На сегодняшний день, русская классика представлена в репертуаре пьесой Салтыкова-Щедрина «Тени» (в театральной версии «Клавир для начинающих карьеру»). В ней ставится вопрос – можно ли подниматься по ступеням власти, оставаясь порядочным и чутким человеком.
Традиционно много спектаклей на акимовской сцене по мотивам произведений зарубежных классиков: «Виндзорские проказницы» В.Шекспира, «Как важно быть серьезным» О.Уайльда, «Деревенская жена» У.Уичерли, «Влюбленные» К.Гольдони. Театр работает и с современными авторами. «Яблочный вор» – лиричная комедия Ксении Драгунской. «Мой вишневый садик» - комедия Алексея Слаповского, в которой чеховские персонажи и сюжеты переносятся в наше время.
Вместе с постановкой невероятно смешной комедии Бронислава Нушича «Доктор философии», в коллектив театра пришли молодые и опытные актеры: Виталий Кузьмин, Ярослав Воронцов, Ксения Каталымова, Николай Смирнов, з.а. России Сергей Русскин и др.С акимовских времен работают выдающиеся актеры: Владимир Труханов, заслуженные артисты России Лев Милиндер, Валерий Никитенко, Борис Улитин. Насладиться игрой блистательной Ольги Антоновой можно в ее спектакле-бенефисе «Мужчины в ее жизни» по С. Берману, где она играет с популярным актером театра и кино Петром Вельяминовым. Для обаятельного и добродушного Анатолия Равиковича поставлена грустная комедия «Хочу сниматься в кино» по Н.Саймону. В ней он играет вместе с заслуженной артисткой России Ириной Мазуркевич. Смешат и трогают душу герои народного артиста России Михаила Светина в «Трудных людях» Й.Бар-Йозефа и «Свадьбе Кречинского» А.Сухово – Кобылина. Последний спектакль был поставлен к юбилею артиста, где он сыграл роль Расплюева. Игорь Дмитриев радует зрителя своей игрой в спектаклях «Милый лжец» Д.Килти и «Ночь в Венеции» И.Тордзоли и Э.Вайме. Из ведущих актеров театра Комедии необходимо упомянуть народную артистку России Веру Карпову, заслуженного артиста России, ироничного и саркастического Юрия Лазарева, заслуженную артистку России, искрометную Светлану Карпинскую. В репертуаре театра есть и детские спектакли: «Тайна золотого ларца» М.Бартенева, «Джельсомино в стране чудес» Джани Родари, «Проделки Эмиля» А. Линдгрен.
Театр Комедии им. Акимова, как и прежде, играет важную роль в культурной жизни Санкт-Петербурга. Тот, кто однажды познакомился с ним, навсегда останется поклонником этого коллектива.
Комментарии посетителей (55)
Включают попмузыку, поют под нее, а в промежутках бессмысленные диалоги и ни одной шутки. Мы искренне высидели первый акт, пытаясь понять задумку авторов. Ее нет. Стыдно.
Идеально подобраны актеры!
Сначала подумала, что произошла замена спектакля и вместо него поставили спектакль, знаменуя дату освобождения Ленинграда от блокады. Я не шучу и не "богохульствую". Декорации, имитирующие гранитные набережные и стихи поэтов серебряного века...Что это?
Полнейшая безвкусица. Зачем стараться быть настолько оригинальным театру Комедии, чтобы комедию превращать в драму?
После таких спектаклей начинаешь думать, что наступила полная деградация театрального искусства в Петербурге. Уже не хочется рисковать свободным вечером и покупать дорогущие билеты в театр. Очень жаль людей, которые только входят в мир театра, как зрители, и натыкаются на такую белибердень
Рекомендую.
Мы не ушли в антракте, о чем очень жалеем. Вторая часть спектакля стала невыносимой. Сверкающее лезвие ножа в руках актеров казалось единственным спасением и надеждой зрителей. "Я помогу!", "Режь её!", "Я выйду, поддержу её" - шипел зал. После очередного выстрела из револьвера и такого же очередного падения одного и того же героя воцарилась тишина... секунды на 2, но я решила, что это финал и от души зааплодировала!... Наверное, это единственные аплодисменты за весь спектакль! Представляете?! В течение спектакля никто не хлопал!!! Но в тоскливых порывах зал был живой - громкие вздохи и такие же выдохи, будто проводят массовую мед.комиссию и всех сразу прослушивают стетоскопом!!! Уже мало кто сдерживал своих эмоций. Первыми нервы сдали у инвалида. Громко звеня скрипящими ходунками, под завистливые стоны оставшихся ценителей искусства, женщина-инвалид и ее сопровождающая оказались первыми счастливчиками, вырвавшимися из плена. У нас тошнота подступала уже из-под коленок, тряслись руки и голова, ныла спина и душа... и вот снова "вроде бы конец"!... Моя подруга, выпихнутая из своего кресла в темноту, бежала к выходу, показывая мне дорогу. И снова завистливые стоны зрителей! Но на этот раз эти счастливчики - МЫ! Мы отступали. Я мысленно готовила речь, чтоб в случае попытки бабулек-проходнушек остановить наш побег ("живая стена", разворачивание противотанковых "ежей" и т.п.), мне было что ответить: "Не мучьте! Есть конвенция о неприменении пыток, и Россия её подписывала!!!!"
Нам удалось слиться! Но опустошение и печаль... Что спасет нас и театр? Нас ещё шутки спасут, а вот театр Акимова... Это ж тоже отчасти марка Санкт-Петербурга, это душа и гордость зрителей, это оценка "самый беспроигрышный"... Ну, пожалуйста, воскресните своими добрыми и достойными постановками!
были сегодня на спектакле, объявленном как "комедия". несколько впечатлений от зрителей двух поколений 50 и 75 лет (а так же с учётом мнений, услышанных/увиденных от рядом сидящих зрителей).
плюсы:
- шикарный свет
- хороший звук
- актеры стараются (и понятно, что они не виновны)
минусы:
- по сюжету это не комедия (в нашем понимании);
- действие есть, а где "мораль" (сей басни)?
- непонятно - и где здесь смеяться?
- зачем надо было устраивать на сцене "резню"?
- танец с ножом - красиво, но небезопасно
- странно прописанные характеры
- курение, признаки сексуальных отношений, стрельба и символическое перерезание горла никак не для объявленной (на билете) категории "12+"
Понятно, что режиссер попытался сделать современное прочтение; но, скажем прямо - не удалось.
Как и многие зрители, мы надеялись увидеть комедию во второй части и даже далее - напрасно ждали.
Аплодисменты в конце - только актерам - они старались как могли хоть что-то изобразить при отсутствии сюжета и смысла.
P.S. как было отмечено (не мной) - да, поклонникам стиля Сальвадора Дали и т.н. "современного искусства" должно понравиться.
Сильное начало, которое не было подкреплено развитием сюжета или выразительной игрой актеров. Удержать внимание и интерес зрителей до самого конца, который и сам не был выразительным.
Хочу выразить свою благодарность актерам и всему коллективу, которые подарили праздник. Я посмотрела замечательный спектакль"Ретро". Игра актеров, постановка не могли оставить равнодушной. Редко бывает, когда во время спектакль одновременно текут слезы и безудержный смех. Спектакль и грустный, потому что поднята тема ОДИНОЧЕСТВА людей пожилого возраста и добрый смех, вызванный репликами, пластикой ,игрой замечательнейших актеров. После окончания спектакля зрители не выходят равнодушными, к тому что увидели. Хочется, чтобы все что происходило на сцене осталось в душах подрастающего поколения. Чтобы помнили и делали все для своих родителей, которые не должны чувствовать свое одиночество. Спасибо еще раз за наслаждение, которые подарили актёры. Низкий вам поклон.