Великолепное здание Александринского театра, построенное по проекту Карла Росси, является одним из символов Санкт-Петербурга и входит в число архитектурных объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Драматическая труппа, летопись которой неразрывно связана с историей сценического искусства и Российского государства, работает здесь со дня открытия Императорской сцены на площади Островского в 1832 году. В это же время театр получил имя в честь императрицы Александры Федоровны, супруги Николая Первого. Но его история началась раньше, c момента основания указом императрицы Елизаветы Петровны первой русской профессиональной драматической труппы. Исторический документ был подписан 30 августа 1756 года. Сегодня Александринский театр, являясь старейшим и главным национальным театром России и одним из старейших профессиональных театров Европы, каждый свой очередной сезон открывает именно в этот день.
До начала XX века Александринский почитался важнейшим императорским театром, его делами российские монархи занимались лично. После революций 1917 года театр неоднократно менял названия. В феврале 1937 года, в память о 100-летии со дня гибели Пушкина, постановлением ЦИК СССР театру было присвоено имя Пушкина. Сегодня полное официальное имя театра – Российский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина (Александринский). Впрочем, петербуржцы никогда не переставали назвать его просто Александринкой.
Александринский театр можно считать учебником русского театрального искусства. В его стенах состоялись премьеры по произведениям практически всей русской классической драматургии, здесь играли знаменитые русские артисты (Н. Симонов, Н. Черкасов, В. Меркурьев, Б. Фрейндлих, М. Савина, В. Комиссаржевская.), на этой сцене работали великие театральные режиссеры (В. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов), художники (Н. Бенуа, А. Головин, К. Коровин и др.), композиторы (А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин). В настоящее время основу репертуара театра также составляет русская и зарубежная классика. С театром сотрудничают известные в России и Европе режиссеры – К. Люпа, А. Щербан, О. Коршуновас, А. Могучий, Ю. Бутусов, К. Гинкас, Т. Терзопулос и другие.
Театр является постоянным участником крупных театральных фестивалей. На своей сцене, с 2006 г. проводит один из крупнейших в городе и единственный в мире фестиваль национальных сцен «Александринский». В театре успешно ведется научная деятельность и культуртрегерская работа с молодежью.
Современное возрождение старейшего театра России связано с именем его художественного руководителя, режиссера Валерия Фокина, возглавившего театр в 2003 году.
В 2005-06 гг., в историческом здании была проведена научная реставрация и реконструкция, в результате которых к началу 250-ого сезона, широко отмечавшемуся как юбилей государственности русского театра, интерьерам был возвращен облик пушкинской поры, вместе с тем историческая сцена стала одной из самых совершенных в инженерном плане.
В мае 2013 года новой страницей в истории старейшего национального театра России стало открытие уникального многофункционального театрального центра, не имеющего аналогов ни в России, ни на Западе. Деятельность комплекса Новой сцены Александринского театра направлена на создание предпосылок к обновлению и развитию отечественного театра и сближение его с современной культурой. Архитектурный проект бережно вписывает здания Новой сцены в историческую городскую среду между площадью Островского и набережной реки Фонтанки. Ансамбль Новой сцены состоит из трех корпусов (общая площадь помещений - 11 тысяч квадратных метров): сценической площадки, медиа-центра и учебного комплекса для постдипломного обучения по ключевым театральным профессиям. Основная сцена-трансформер со зрительным залом на 300 мест - самая современная с точки зрения технического оснащения театральная площадка России: центральная часть сцены динамична и способна принимать любые конфигурации. Оборудованный новейшими компьютерными, аудио- и видеохнологиями медиацентр открывает безграничные возможности для театральных творцов. В учебном корпусе осуществляется подготовка специалистов, способных разрабатывать и внедрять инновационные технологии в современную театральную практику.
Возглавил работу Новой сцены режиссер Марат Гацалов.
Сфера деятельности Новой сцены Александринского театра не ограничивается собственно театральным искусством. На территории Новой сцены будут регулярно проходить выставки современного искусства, начнут реализовываться программы в области видеоарта, развернется деятельность дискуссионного клуба с лекциями, мастер-классами, семинарами специалистов в области contemporary art. Среди важнейших направлений деятельности комплекса - реализация образовательной просветительской программы, подчеркивающей и развивающей идею комплекса как института, нацеленного на поиск и эксперимент. Новая сцена Александринского театра позиционирует себя как пространство, открытое городу и миру - в фойе будут функционировать арт-кафе, книжная лавка и медиатека с кинолекторием.
Поддерживая сложившуюся за века репутацию «театра прославленных мастеров», Александринский театр располагает одной из сильнейших актерских трупп России.
Сегодня театр объединяет около 60 артистов. Среди них: н. а. России: Г. Карелина, В. Лисецкий, Н. Мартон, В. Смирнов, С. Смирнова, Э. Зиганшина; н. а. России, лауреат Гос. Премии России С. Паршин; н. а. России, лауреат Гос.премии СССР Н. Ургант; з. а. России, лауреат Гос. премии России Н. Панина; з. а. России: В. Вельяминова, Г. Веретельникова, А. Волгин, И. Волков, Е. Зимина, В. Коваленко, М. Кузнецова, И. Лепешенкова, Е. Липец, Е. Немзер, С. Сытник, С. Шейченко; з. а. Украины, лауреат Гос.премии СССР Е. Капитонов, артисты: С. Балакшин, А. Большакова, С. Еликов, В. Колганов, Я. Лакоба, Д. Лысенков, Ю. Марченко, А. Матюков, А. Шимко, П. Юринов и другие. При театре есть свой оркестр.
В серии «Библиотека Александринского театра» регулярно выходят уникальные издания, приобрести которые можно в магазине при театре и интернет-магазине. В сувенирном киоске театра представлены: полиграфия, текстиль, предметы интерьера, театральные аксессуары и т. д.
Музей русской драмы открыт на пятом этаже исторического здания театра, на уровне 4-го яруса – экспонируется фотогалерея актеров Александринского театра и тематические временные выставки Театр оборудован просторным лифтом для подъема на уровни всех ярусов, в залы Музея русской драмы и малой сцены.
Комментарии посетителей (112)
Красноречивый показатель выше изложенного – Смех публики в самых трагических местах!!! Спектакль кощунственный!!!
Ужасно.От Шекспира не осталось ничего , кроме имен персонажей.. Стало модным пиарится на произведениях классиков и брать их имена для привлечения публики к своей бездарной стряпне. Неуважение к публике и легендарной сцене Александринки
С первой минуты начинается катарсис отчаяния и ничего не меняется до самого конца. Сюжета как такового нет в принципе.
Была бы возможность, вернул бы деньги. Благо со скидкой и не сильно длинная постановка.
( "большие" родители и "маленькие" дети - захотите увидеть - сами оцените). В процессе спектакля так привыкаешь к ним, что когда "родители" и "дети " выходят на поклон, будучи обычного роста) - ты по иному их уже не воспринимаешь. Идея спектакля проста: что такое - счастье? Счастье - это любить. Счастье - это быть готовым пожертвовать чем-то дорогим, и даже жизнью, ради жизни тех, кого любишь Вот эта мысль очень доходчиво донесена и детям ( которые более тонко чувствуют такие посылы), и взрослым, которые в финальных сценах стараются не показывать свое растаявшее сердце, доставая платочки и прикрывая глаза. Все, кто смотрел этот спектакль, после его окончания стали немного чище и лучше.(Мне так кажется). Актерская игра выше всяких похвал. Активный "бесенок" - сестра Митиль ( Я.Лакоба)- это комета! Талант от Бога, она вся в роли, игра на грани прикола ( для взрослых) и абсолютная душа ребенка, понятная маленьким зрителям. Браво!!! Кошка Фрося, (В.Алексеева) - такую грацию только в мультиках видели, невероятная гибкость. С.Сидоренко и С. Балакшин (собаки Тобик и Бобик)- этакие "шаровые молнии". Молодцы!!! Да, пожалуй, все актеры сыграли спектакль от души, с полной отдачей. Актерский состав подобран безукоризненно, а сами актеры - мастера своего дела и большие таланты. Александринскому театру есть кем гордиться. Еще раз - БРАВО !!! (P.S. Музыкантам и дирижеру - отдельная благодарность). ИДИТЕ и СМОТРИТЕ! НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ.
Конечно же, полное неуважение к автору произведения и к зрителям.
НИЗКО! ПОДЛО! ОТВРАТИТЕЛЬНО!!! Не ожидала.
Театр одержимых с соответствующим видением и постановкой.
Нет тройка. Гигантская статуя в конце - прекрасна.
P.S. Это не классика "из школы", это - классика из жизни. Посмотрите, не пожалеете!
Акт второй-возможно, конечно, я чего то не понимаю, но по мне так это издёвка над искусством, а самое главное, над роскошным театром. ВОЗМОЖНО, если бы этот спектакль шёл где-то в другом месте-это было бы смотрибельно, но и то, на любителя. Но не в Александринском театре, нет. Вышла раздосадованная, злая и с чувством обиды за театр. Ужасно.
Как же смешно и грустно было смотреть на людей, которые цыкали весь спектакль, не понимая вообще ничего, в антракте ушли, а теперь пишут здесь свои впечатления.
Люди, которые готовы ходить на одни и те постановки из года в год, смеяться там, где положено смеяться, возвращаться домой и смотреть зомбоящик, креститься справа налево и крым наш.
Ваши слова - это просто очень смешно. Это как отзыв муравья о том, как кто-то пописал на муравейник.
За 3 часа, проведённых в кресле, мозг просто вскипает - настолько много смыслов вложено и переплетено! Отдельный респект режиссеру за сцену с венчанием - от такой насмешки над церковью сядящих рядом с нами теть чуть не расплескало!
Очень много интересных сравнений и интерпретаций, которые да, далеко не все могут вообще понять. Рядом с нами девочки искренне смеялись над толстеньким амуром и пастушком. Там где веселенькая музычка включалась - сразу смеялись...
Мы все в этой мясорубке...
Браво!
Однажды в одном из крупных, еще ленинградских, театров шел детский спектакль. Это были новогодние каникулы, и артисты, видимо, чувствуя себя не очень бодро, достаточно формально играли некую сказку. Маленькие зрители, испытывая, в свою очередь, скуку, занимали себя разговорами, шумели – все это напоминало сумасшедший дом. Артисты что-то говорят на сцене, дети общаются в зале, и среди этого бедлама вдруг раздается звонкий, детский голос: «Мама, а что происходит?»
На предпремьерном показе спектакля «Сирано де Бержерак» в Александринском театре мне периодически хотелось крикнуть: «Друзья мои, что происходит? Мама, прости этих людей, прости... Они забыли, зачем создан этот вид искусства».
Зачем Ростан написал эту пьесу? Он создал историю про ЛЮБОВЬ. И знакомясь с этой историей в театре, все люди, молодые и пожилые, подтверждают свою веру в то, что на Земле существует это особое, великое чувство. Если об этом «мессидже» умолчать, то возникает законный вопрос: мама, так что все-таки происходит?
Я подумал, что интересно было бы воссоздать феномен, когда женщина, в данном случае Роксана, обнаруживает в себе высокое качество - и женское, и человеческое. Качество это - способность полюбить индивидуальность. Полюбить не «красивого самца», мужскую особь, а личность, творца. Существует прекрасный психологический постулат о том, что мужчина должен ощущать себя объектом бескорыстной любви. «Прости мне, милый, на прощание», - говорит Роксана в переводе Щепкиной-Куперник. – «любовь к тебе за красоту». Это же величайший стимул для развития человечества, искусства, науки! Вся жизнь мужчины тогда приобретает смысл. Но театром этот замечательный феномен утерян – невнятно сделанные сцены выступают тому подтверждением.
У Ростана пьеса называется «героической комедией», а ее подзаголовок - «поэт». В Александринском театре подзаголовком мог бы стать «боевик» - пожалуй, так бы и написали в афише. Горький говорил: «Я хотел бы прожить свою жизнь как Сирано» - речь идет о бескомпромиссности, о величии духа, о подлинном героизме, способности защитить друга, женщину, и все это превращено в такой… Но вернемся к героической комедии. Сирано входит в компании людей, напоминающей охрану телохранителей, и вот странность – входит чрезвычайно спокойно. Он не кипит от возмущения по поводу спектакля Монфлери, а спокойно выполняет чужую волю – ему сказали: надо их убрать, что-то у нас пошлость слишком разрослась, слишком развелась на сценах. Как-то все просто получается: Сирано пришел-договорился, бандиты его испугались, сбежали. Выходит, одна группировка бандитов договорилась с другой группировкой, и Сирано «убрал» их на уровне разговоров…
Что касается Роксаны, то это интересная, ответственнейшая, далеко не всеми осваиваемая, женская роль. Только тут она не женщина - девчушка с хорошей мордашкой. А команда? Ле бре, друг Сирано, и Рагно – они же разные персонажи, но перепутались до того, что стало обидно: автор давал каждому отдельную характеристику, собственный образ. Один старше, другой толще – хотя бы так, но эти-то все одинаковые. Одинаково одеты, одинаково играют, а современные костюмы и вовсе делают их безликими.
Я благодарен этому спектаклю только в одном: так как здесь все сделано не во имя автора, а вопреки ему, я вдруг ясно ощутил, что находится публика, принимающая такие спектакли, обнаруживающая в них свои прелести, может быть, даже любящая их. Если честно, это напоминает удовольствие от КВН: вышел человек с молотками на ОМОН – хохот. И зритель ждет следующих «гэгов», и платит деньги за то, что бы были такие неожиданные режиссерские шутки. Афише явно не хватает текста: «Сирано де Бержерак. Автор «гэгов», шуток и провокаций – господин Рощин. Содержание прочитайте перед тем, как идти в театр».
А последняя «пошлость» и вовсе сорок минут идет - зачем так много? Достаточно намекнуть, достаточно пяти минут - и мы все поймем. Нет, почему-то нужна «мясорубка», да только в результате получается, что пошлость торжествует. Во всех смыслах.
Мне обидно за автора. Обидно за артистов, которые могли бы сыграть интересные характеры. И, конечно, настораживает история с носом: на сцене появляется симпатичный Ваня Волков, которого можно запросто полюбить, с накладным, условным носом. «Ну, Слава Богу! – думаю я. - Хоть нос оставили!» А потом разочарование: разговор с Ле Бре - «Мне очень тяжело сознание порою, Что так я некрасив и так я одинок!» - убрали! И меня посещает режиссерская мысль: а мы - раз, и нос во время драки уберем, какое смелое решение! Во имя чего? Во имя самого факта эпатажа! Отодрали нос на наших глазах! Ну и все, и больше ничего за этим нет. Все слегка вздрогнули, и дальше стало еще менее понятно.
Я не знаю, что делать нам, зрителям. Наверное, стоит в конце этого отзыва вспомнить вступление к спектаклю, прозвучавшее из уст кардинала как: «Пусть новое слово в искусстве будет жить на сценах больших театров». И вот сейчас в каких-нибудь небольших театрах идет Сирано де Бержерак, где любят автора, а на больших сценах царствует вакханалия, вседозволенность и отсутствие уважения к автору.
Прекрасная игра актеров +
Декорации и костюмы +
Музыкальное сопровождение +
Чтение стихов + ( очень редко и мало -)
Скучный, порой пошловатый сюжет -
Люди в возрасте 50+ ушли после первого акта -
Жестокость избиения главного героя -
Непонятное действие ( в течении 20 минут актеры одевались и ничего не происходило ) -
Очень понравилась игра Неизвестного (Н.Мартон) - великолепная выправка, поставленный голос - персонаж, который предрекает беду. Игра Д.Лысенкова (Арбенин), как обычно, неожиданна, динамична и очень эмоциональна. Мы видим, как зараженный ложной мыслью о неверности жены, он рисует картинки измены в своем воображении, разжигает в костер огонек мести, он поглощен этим, его жизнь замыкается в отмщении, а узнав правду - он разрушается изнутри и то, чем он жил - уничтожает его разум. Все эти эмоции Д.Лысенков мастерски передает на сцене. Но! Самый шок, переворот сознания наступает, когда в начале второго действия он выходит к микрофону и говорит: " Это я для красоты так рассказываю. Жена мне изменяла, она сама говорила...." А дальше идет монолог нашего , современного упыря, который устал от совместной жизни с опостылевшей женой, в ходе конфликта на кухне, убил ее и, будучи поваром, аккуратно расчленил, пока дети в комнате смотрели мультики... Вот такой рывок из прошлого, классического, к сегодняшнему - реальному. Монолог произносится практически без эмоций, но - это самые сильные эмоции в спектакле. И уже смотришь спектакль классический, костюмированный, а в голове бродят мысли о том, что ничего нового в мире страстей и человеческих отношений не произошло, мы такие же, ведомые по жизни бесами наших эмоций. Пожалуй, это главная мысль увиденного, которая позволяет (надеемся), сто раз подумать , прежде чем совершить поступок, не купиться на эмоции, а услышать свой Разум. С Уважением Людмила и Дмитрий Таранковы.
Если не отметить блестящую игру Д.Лысенкова (Сиплый) - это будет просто несправедливо. ведь именно его персонаж- провокационный ("за - "не за", "а что если я просто пошутил", лекция про "любовные болезни"), но чертовски притягивающий, этакий "бесик", который будоражит сознание зрителя, не позволяя "залипнуть" на революционной сообразности действий персонажей. Весь спектакль смотрится на одном дыхании и очень современен. Низкий поклон Свидетелям истории (Э.Зиганшина, А.Волгин) - это камертоны, встряхивающие наше сознание в процессе спектакля, напоминая весь трагизм нашей истории. Всем, участвовавшим в постановке спектакля огромное спасибо за высокое искусство. Браво!!! С Уважением Людмила и Дмитрий Таранковы.
Это какое-то бесталанное позорище. Несвязанный между собою набор реплик, топота ног, выкриков, проекции на декорации <снафа> и мелькающих гениталий. Сложно назвать это убожество спектаклем.
Хорошо, хлть ушли через 45 мин после начала
Начало нудное, медленное, заунывное, порой приходилось напрягать слух, вслушиваться. Ни в коем случае не претендую на роль театрала и искусствоведа. Столкновение пошлости с исчезающей интеллигентностью, агрессивной тупости с тонким вкусом, тухлой прозы жизни и из последних сил сопротивляющейся поэзии – вот конфликт, пунктирно собирающий всё путаное и мозаичное действие «Литургии Zero» (по «Игроку»). Вывод : я не поклонница режиссера Валерия Фокина. Все это демонстрирует смену курса Александринского театра. А жаль...
P.S: Те, кто волнуется за "воспитание будущего поколения", обратите, пожалуйста, внимание, на пометку "18+". Это искусство для зрелых людей.
Хочется жить без мата, но *ля.
Не вздумайте ходить на это низкое действо — врагам такого не присоветуешь. Сколько раз встретите режиссёра этого трэша — столько раз плюньте ему в рожу!
речь ( смотрел с с восьмого ряда), кроме Н. Мартона, почти никого не поймешь.
Совершенно не понятен монолог Арбенина - Семака ( спекткль 8.12.14.) о расчлененки. горе и позор режиссера