Жар-птица
балет Игоря Стравинского
АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Игоря Стравинского
Либретто Михаила Фокина
Хореография Михаила Фокина (1910)
Реконструкция Андриса Лиепы (1994)
Декорации и костюмы Анны Нежной, Анатолия Нежного
на основе оригинальных эскизов Александра Головина, Льва Бакста и Михаила Фокина
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Среди скал, на горе, стоит замок злого царя Кащея Бессмертного. Чтобы никто не проник к Кащею, не похитил из замка его пленных красавиц царевен, чтобы никто не украл золотых плодов из волшебного сада, замок обнесен золотою резною решеткой, а сад – высокой каменной стеною.
Жар-птица летает по саду. Иван-Царевич в погоне за птицей проникает в сад через высокую каменную ограду.
В глубине сада видит Иван целый забор из окаменелых витязей. Это юноши, проникшие в страшное царство, чтобы освободить, чтобы спасти своих невест, похищенных злым Кащеем. Все они погибли, все стоят недвижными камнями, мохом обросли. Но забывает об этих ужасах Иван-царевич, ослепленный Жар-птицей. Сперва он хочет подстрелить ее, а потом решает поймать живьем. Когда Жар-птица подлетает к дереву с золотыми яблоками и начинает клевать их, ловит ее царевич. Трепещет, бьется в руках его птица, молит отпустить. Царевич держит крепко, не пускает. Но птица-дева так жалобно просит, так стонет, что доброму Ивану становится ее жалко. Выпускает он птицу на волю, а она за это дарит ему огненное перо.
«Оно тебе пригодится», – говорит Жар-птица и улетает. Прячет перо за пазуху царевич и уже хочет уйти, лезет через забор, но открываются двери в замке и появляются двенадцать прекрасных царевен, а за ними самая красивая – царевна Ненаглядная Краса. Тайком от злого царя, при свете луны выбегают ночью они в сад порезвиться, с яблоками поиграть, не видят девушки царевича, яблоками перебрасываются, смехом заливаются. Залетело яблочко царевны Ненаглядной Красы в куст. Она за ним, а из куста царевич выходит, кланяется, яблочко подает. Пугаются девушки, отбегают. Но уж очень красив царевич, и учтив, и скромен. Полюбился он девушкам, а особенно – Ненаглядной Красе, и принимают они его в свои игры-хоровод. Не замечают, как наступает рассвет.
Светлеет. Переполошились девушки, убегают в замок. Царевич за ними. Но Ненаглядная Краса останавливает его, предупреждает, что ждет его гибель, если пройдет он через золотые ворота, закрывает их и убегает. Но царевич так полюбил, Ненаглядную Красу, что решает проникнуть за нею, ничего не боится. Как только он разрубает ворота своей саблей, раздаются волшебные трезвоны, все царство просыпается, и из замка, по горе катятся всякие страшилища, слуги Кащея.
Хватают царевича. Силен Иван, стряхивает с себя гадов, но несметная сила поганого царства облипает его, одолевает. Появляется сам Кащей, старый, страшный. Зовет Ивана к допросу. Смиряется царевич, шапку снимает, но как увидел противную рожу колдуна, не выдержал – плюнул. Взвизгнуло, зарычало все поганое царство. Ставят царевича к стене. Выбегает царевна, просит царя простить Ивана, но Кащей начинает его уже в камень превращать. Погиб бы Иван, да вспомнил о пере огненном. Хватает перо, машет, и прилетает ему на помощь Жар-птица. Всех она ослепляет, всех крутит, в пляс бросает. Пляшут уроды, удержаться не могут. Сам царь Кащей пляшет. Всех до упаду уморила Жар-птица, на землю шлепнула, а потом плавно над ними, лежащими, в колыбельной колышется. С боку на бок поганые переваливаются, все с царем своим засыпают. Жар-птица подводит царевича к дуплу. В дупле – ларец, в ларце – яйцо, а в яйце – смерть Кащея. Достает царевич яйцо, жмет его – Кащея корежит; с руки в руку перебрасывает – Кащей со стороны в сторону летает; разбивает яйцо о землю – Кащей рассыпается.
Исчезает поганое царство. На месте его город христианский вырастает, замок в храм превращается. Каменные витязи оживают. Каждый из них находит свою невесту – царевну, ту, за которой к страшному Кащею проник, за которую лютую смерть принял. Находит и Иван-царевич свою возлюбленную, царевну Ненаглядную Красу. Объявляет ее своей женой – царицей освобожденного царства. Михаил Фокин
С этого балета началась карьера Игоря Стравинского. Первый заказ на сочинение, дебют на театральной сцене и сразу шумное внимание к дебютанту. Никому не известный начинающий композитор после парижской премьеры «Жар-птицы» встал в один ряд с главными ньюсмейкерами передового европейского искусства. Счастливый билет – предложение написать балет для «Русских сезонов» – Стравинский получил от Дягилева, не дождавшегося к назначенному сроку партитуры от проверенного в русской сказочной теме композитора Лядова. А веру в начинающего Стравинского чуткому на таланты импресарио вселило знакомство с его Фантастическим скерцо для симфонического оркестра, музыка которого «горела, пылала, бросала искрами», как вспоминал хореограф Фокин, задумавший «огневой образ» Жар-птицы.
Стравинский сочинял музыку балета по уже готовому либретто, выполняя пожелания ясно видевшего будущий спектакль Фокина. Сочная красочность тем Жар-птицы, русская женственность хоровода царевен и ритмическое буйство «Поганого пляса Кащеева царства» рождались в совместных обсуждениях композитора, хореографа и художников спектакля, Головина и Бакста. В 1910 году они сочиняли русскую сказку на экспорт и покорили ею Париж. А в России «Жар-птица» Стравинского впервые прозвучала только в 1921 году в авангардной постановке Федора Лопухова. Спектакль в хореографии Фокина, для которого и писалась партитура Стравинским, появился в репертуаре Мариинского театра лишь в конце ХХ века. Ольга Макарова
Премьера – 25 июня 1910 года, «Русские сезоны», Парижская опера
Премьера в Мариинском театре – 28 мая 1994 года
Продолжительность спектакля 50 минут
Возрастная категория 6+
Премьера «Концертных танцев» Стравинского для камерного оркестра состоялась в 1942 году в Лос-Анджелесе под управлением автора. И хотя сочинение задумывалось в первую очередь для концертного исполнения, эта музыка стала источником вдохновения для многих выдающихся балетмейстеров. Первым одноактный балет на музыку Стравинского представил Джордж Баланчин — в 1944 году силами Русского балета Монте-Карло (спустя почти три десятилетия, в 1972-м, Баланчин создал еще одну постановку на эту музыку для труппы New York City Ballet). Следующим стал Кеннет Макмиллан — в 1955 году состоялась премьера его «Концертных танцев» в исполнении британской труппы Sadler's Wells Theatre Ballet. В списке постановщиков также Лью Кристенсен (1959), Тод Болендер (1964), Джон Тарас (1971) и другие. Сегодня петербургская публика познакомится с хореографической интерпретацией музыкального материала Стравинского, созданной Александром Сергеевым.
Идея композитора о том, что одной из главных его творческих задач является выразительная, насыщенная музыкальным сюжетом театральность, нашла отражение и в постановке Сергеева. «Изначально я хотел, чтобы это был абсолютно бессюжетный спектакль, но во время репетиционного процесса стали возникать... не сюжеты, но некие взаимоотношения внутри групп танцовщиков, внутри пары, между солистом и пятью парами. И хотя мы всегда следуем за музыкой, в каждом составе эти взаимоотношения уникальны», — отмечает хореограф.
Шедевр неоклассического периода творчества Стравинского — смелая, дерзкая, акцентная музыка «Концертных танцев», обогащенная большим количеством тем, сменяющих друг друга, — сценически воплотится в классической и неоклассической хореографии. В обширном багаже Сергеева-танцовщика — опыт ведущих классиков современной эпохи: Джорджа Баланчина, Уильяма Форсайта и многих других, чьи работы оказали влияние на хореографический язык Сергеева-постановщика. В «Концертных танцах» нашлось место и оммажам: «В партитуре Стравинский цитирует сам себя. Там есть несколько тактов из „Аполлона", из „Весны священной"... В эти моменты я даю хореографические отсылки. Зрители, знакомые с этими спектаклями, сразу свяжут музыкальный ряд с визуальным», — говорит Александр Сергеев.
Художником по костюмам к постановке выступил Леонид Алексеев — их творческий тандем с Александром Сергеевым уже известен петербуржцам по постановке балета «Двенадцать» Тищенко, впервые представленной два года назад.