Сайт использует файлы "cookie" и аналитику для персонализации и удобства. Продолжая просмотр, вы разрешаете их использование.

16+

Выставка "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина"

10312

Страница создана 26.07.2022 и обновлена 14.12.2023

Повысить аудиторию мероприятия
Когда
с 26 июня 2022 г. 11:00
по 30 октября 2022 г. 11:00
мероприятие прошло
Место +7 (812) 571-34-65 Государственный Эрмитаж
СПб, пл. Дворцовая, д. 2 на карте
  Адмиралтейская (434 метра построить маршрут до метро)
  Невский проспект (901 метр пройти от метро)
  Гостиный двор (1.3 км)

Центральный район
Цена, Р 500500
Теги живописьграфикаскульптураклассическое искусствоискусстводо 500 рубвременные выставкихудожественные выставкитематические выставки
Событие прошло?
Подпишись на Государственный Эрмитаж,
получай отзывы и напоминания
 

Мероприятия в Государственном Эрмитаже

13 ноября 2024 18:30Спектакль "Сутра золотого света"
Музейно-театральная лаборатория «Чудесный источник» продолжает свою работу...

2000 Руб.
16 декабря 2024 19:00Фестиваль "Pianissimo. Зима 2024"
«Фестиваль Pianissimo прославляет дарование молодых пианистов, проявляя их...

3000 Руб.


Внести изменения Внести изменения
 

Выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина», посвященная величайшему коллекционеру французского модернизма.

К 1914 году коллекция Сергея Ивановича Щукина, была одной из лучших в мире, аналогов ей не было ни в Европе, ни в Америке. На выставке в Государственном Эрмитаже будут представлены более 150 произведений из этого всемирно известного собрания: 30 картин Анри Матисса, 40 произведений Пабло Пикассо, знаменитый «иконостас» Поля Гогена, включающий 15 его работ, лучшие полотна Винсента Ван Гога, Клода Моне, Камиля Писсарро, Андре Дерена и многих других.

Выставка, организованная Государственным Эрмитажем совместно с Государственным музеем изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина и внуком Сергея Ивановича Щукина Андре-Марком Делок-Фурко, уникальна тем, что именно в Петербурге хранятся важнейшие произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса, которые не могут покидать Эрмитаж по состоянию сохранности. Это позволяет создать экспозицию, максимально близкую к оригинальной «щукинской»: полотна, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и ГМИИ имени А.С. Пушкина (Москва), впервые будут показаны вместе в столь полном составе.

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отмечает: «Причина славы Сергея Ивановича Щукина не только в качестве и инновационном характере собрания Щукина, но и в драматической истории семьи Щукиных и в не менее драматической судьбе коллекции. Не было бы такой жизни, не было бы такой коллекции. Этот русский купец из старообрядцев оказал большое влияние на развитие нового искусства в Европе. Все знают, что без его заказов многие шедевры не появились бы; мы знаем, что его художественные пожелания принимались во внимание не только Матиссом. Более того — Сергей Иванович дал всем прекрасный пример того, как влиятельный и уверенный человек не отвергает непонятное, ищет смыслы, колеблется в выборе, мучительно думает, решает. Хрестоматийная история о том, как он заставлял себя смотреть на раздражавшую его картину Пикассо, чтобы понять её, созвучна тому, как царь Петр заставлял своих соотечественников смотреть на странную и раздражавшую их Венеру Таврическую».

Выставка построена не только на рассказе о самой коллекции Щукина, но и на образе его знаменитого дома в Знаменском переулке в Москве. Экспозицию открывает портрет Сергея Ивановича работы Корнелиуса Крона, который по-хозяйски встречает посетителей и как бы приглашает их в свой особняк. Это великолепное здание было построено ещё до пожара 1812 года, сменило несколько хозяев и неоднократно редекорировалось. Щукину достался интерьер в парижском стиле эпохи Наполеона III с пышной лепниной, множеством интерьерной скульптуры, бронзы. К отделке дома новый хозяин относился достаточно равнодушно, но его занимали колористические и экспозиционные эксперименты, поэтому часто картины развешивались прямо поверх лепнины, зеркал, причудливо и порой вызывающе сочетаясь со старинными коврами, вышедшей из моды мебелью и декором.

Незадолго до революции 1917 года Сергей Щукин, словно предчувствуя крах старого мира и сложную судьбу своей коллекции, подготовил план своего дома и подробный каталог с описаниями и фотографиями авторской развески, которую в 1914 году запечатлел фотограф Павел Орлов. Эти уникальные материалы и легли в основу выставочного пространства в Манеже Малого Эрмитажа. Кураторы воссоздали основные помещения дома на Знаменке: экспозиция организована по «комнатам». Зрители могут сами убедиться в том, насколько подробная реконструкция сделана в Эрмитаже: в каждой «комнате» помещены репродукции оригинальных фотографий соответствующих помещений.

С 1907 – 1908 годов дом Сергея Ивановича Щукина был открыт для посещения. Сначала нужно было записываться заранее, уведомляя о своём визите по телефону, которым в начале ХХ века уже активно пользовались богатые москвичи и петербуржцы. Со временем популярность щукинской коллекции так выросла, что правила посещения стали более свободными. В путеводителях по Москве, изданных до 1914 года, особняк Щукина уже входил в число главных достопримечательностей столицы.

Жизнь самого дома значительно изменилась с тех пор, как он превратился в публичное пространство. Сергей Иванович сохранил старые названия залов (Большая столовая, Музыкальный салон, Аванзал), но сам жил в задних флигельных комнатах, а перед самой революцией переехал в другой дом. После череды семейных трагедий (гибель сына Сергея, смерть любимой жены Лидии, сына Григория, брата и близкого друга Петра) прежняя жизнь с музыкальными вечерами, застольями и большими компаниями стала уходить из особняка на Знаменке – он постепенно превращался в музей.

На время работы выставки «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» Манеж Малого Эрмитажа превратится в дом Щукина. Анфилады «комнат» предстанут перед посетителями, лишь немного отличаясь от оригинальных в доме на Знаменке наполнением и расположением.

Гости Щукина в первую очередь попадали на большую лестницу, где были вывешены знаменитые панно Анри Матисса «Танец» и «Музыка». Это решение потребовало от коллекционера недюжинной смелости – как он писал Матиссу, «Москва – это Азия. А люди здесь не любят ню. Конечно, есть несколько, но все равно, в Москве очень мало ню <...> такого не может быть в моем собственном доме». Однако в конце концов Сергей Иванович решил «пренебречь нашим буржуазным мнением» и подтвердил заказ двух панно. На выставке в Манеже «Танец» и «Музыка» также займут почтенное место и будут видны сразу и практически из любой точки зала.

После лестницы и Аванзала с небольшим ансамблем Матисса посетители оказывались в Музыкальном Салоне, где находилась импрессионистическая живопись. Картины Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Пюви де Шаванна Сергей Щукин покупал в первые годы собирательской деятельности (1898-1904). В это время в его доме появились такие шедевры, как «Луга в Живерни» и «Завтрак на траве» Клода Моне, «Причесывающаяся женщина» Эдгара Дега, «Оперный проезд в Париже» Камиля Писсарро и многие другие. Весь живописный комплекс из Музыкального салона, за исключением нескольких картин, предстанет перед посетителями Манежа Малого Эрмитажа.

Следом за Музыкальным салоном в доме Щукина располагалась Розовая гостиная – на выставке эти пространства построены друг напротив друга. Оформлением этой комнаты занимался лично Анри Матисс, который посетил Москву по приглашению Щукина в 1911 году. Именно здесь в высшей степени проявились колористические эксперименты хозяина дома. В классическом шикарном интерьере были развешены «Марокканка Зора», «Портрет жены художника», «Нимфа и сатир», «Игра в шары», «Натюрморт с восточным ковром» – более 20 самых современных картин одного из самых модных художников начала ХХ века.

Уникальным пространством в доме Щукина была Большая столовая, декорированная ансамблем из произведений Гогена. Современники называли его «иконостасом» – и это название закрепилось за комплексом. «Иконостас Гогена» впервые будет показан в полном составе с момента раздела коллекции Щукина между Государственным Эрмитажем и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Одной из главных премьер выставки станет «Жена короля» – картина, которой очень гордился сам Поль Гоген. «Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью»[3], – писал художник. Сергей Щукин купил «Жену короля» за баснословные 30 тысяч франков у Гюстава Файе в 1908 году. Картина хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина, и её участие в выставке стало возможным благодаря высочайшему уровню доверия между музеями и долгой подготовительной работе. Другая важная картина Гогена – «Сцена из жизни таитян» из собрания Эрмитажа – впервые предстанет перед посетителями после длительной и сложной реставрации. Долгое время состояние и внешний вид картины были удручающими: казалось, что красочный слой был смыт, живопись выглядела белёсой и невыгодно выделялась среди других картин Гогена. «Сцена из жизни таитян» была передана в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа. После длительного изучения выяснилось, что тонкий слой воска, которым Гоген покрывал свои картины, частично разрушился и утратил свои свойства, но под ним сохранена авторская живопись. Благодаря мастерской работе заведующего Лабораторией Виктора Коробова воск был восстановлен и почищен, так что картина вновь обрела силу и яркость.

Неповторимая атмосфера царила в, пожалуй, самом необычном помещении особняка Щукина – комнате Пикассо. Там была собрана та часть коллекции, которая интенсивно развивалась накануне Первой мировой войны. Сергей Иванович не сразу принял Пикассо – сам коллекционер говорил, что он мог купить картину и потом несколько месяцев заставлял себя смотреть на неё, привыкать, пытаться понять. Однако живопись Пикассо сильно интересовала Щукина, была предметом его долгих размышлений, как и для многих московских философов и интеллектуалов, посещавших особняк на Знаменке. 40 картин Пикассо были размещены всего на 25 квадратных метрах, что производило на многих ошеломляющее впечатление. Как отмечают кураторы выставки, именно в этой комнате был острее всего слышен шум времени, разлом старого и привычного перед мировой катастрофой. В Манеже Малого Эрмитажа картины Пабло Пикассо будут представлены вместе с произведениями Жоржа Брака и Анри Руссо.

Выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина» завершает триаду выставок коллекции Сергея Ивановича. Масштабный проект начался в 2015 году с организации совместных экспозиций «Ключи к страсти» и «Шедевры нового искусства – коллекция Сергея Щукина из Государственного Эрмитажа и ГМИИ имени А.С. Пушкина». После исторического успеха выставки в Париже в 2016-2017 году – её посетили 1 250 000 человек – и в Москве в 2019 году выставка в Манеже Малого Эрмитажа станет завершающим аккордом триумфа Сергея Ивановича Щукина. 28 июня в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоится торжественное открытие выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых», организованной совместно с Государственным Эрмитажем.

Кураторы выставки: Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа; Ольга Дмитриевна Леонтьева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

.Читать полностью

Как добраться

Маршрут

Событие упоминается в статьях
Космический джаз, виртуальная опера и Марина Цветаева: куда пойти на выходных 14 — 16 октября

Пока погода в Петербурге еще радует теплой золотой осенью, этим нужно успеть воспользоваться! Peterburg2 вновь подготовил для вас афишу на выходные, в...

Идем в гости к Набокову, вспоминаем Мольера и танцуем на балу: куда пойти на выходных 30 сентября – 2 октября

На горизонте снова показались выходные, а это значит, что настало время для очередной афиши от Peterburg2. Собрали события на любой вкус: концерт группы...

Играем в квиддич, учимся у фокусников и смотрим на картины из прошлого: куда пойти с ребенком после школы

Вот и наступила осень, а вместе с ней – учеба и все ее атрибуты. Но это время не только про стресс и домашки, а еще и про получение новых знаний и веселье...

Интеллектуальная пятница, киношная суббота и средневековое воскресенье: гид по выходным 19-21 августа

Продолжаем брать от жизни все – и предстоящий уик-энд не станет исключением. В традиционной подборке от редакции Peterburg2: музыка, кино, театр, фестивали...

Рекомендованы для посещения Петербургом2
Государственный музей-заповедник ГатчинаГосударственный музей-заповедник Гатчина Дворцовая площадь Дворцовая площадьЗолотая долина Карельского перешейка для семейного отдыхаЗолотая долина Карельского перешейка для семейного отдыха Молодежный театр на Фонтанке Молодежный театр на ФонтанкеКультурный квартал БрусницынКультурный квартал Брусницын
Отзывы о событии Выставка "Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина"Пожаловаться
0
Оценить событие   

Комментарии посетителей о событии

Оставить отзыв
Комментарии от
зарегистрированных
пользователей
отображаются сразу.
Войти через ВКонтакте
Ваше имя
 
Юлия15 июня 2022 г. 16:57
Уже не первый раз посещаю Эрмитаж, но такого прекрасного экскурсовода давно не встречала. Если хотите чтоб экскурсия была интересной и увлекательной, то просите в экскурсоводы Шумакова Михаила! Очень хорошо поставлена речь, рассказывает без запинок и интересные факты.Михаил БОЛЬШОЕ ВАМ СПАСИБО от Орловских туристов!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Марина19 февраля 2022 г. 11:12
Очень печально, когда идешь в Эрмитаж, ожидая окунуться в вечные гуманитарные ценности, а тебя ошарашивают компьютерными технологиями, которые тебя рассматривают, как статистическую единицу, не более того. Слушала лекции в Лектории Эрмитажа. Прослушала 5 из цикла " Иранские классы". На 6- ую лекцию немного опоздала, на могу купить билет как обычно он- лайн ( телефон разрядился), прошу продайте мне билет через кассу, но УВЫ, никому до моих проблем нет дела. Очень отзывчивая и интеллигентная девушка на контроле смущенно разводит руками : " Система закрывает продажи в момент начала лекции, билеты через кассу продать не можем - кассиры и администратор уже ушли". Я стою в мрачном пустом холле Главного Штаба и ощущаю, что вместо храма гуманитарных ценностей попала в жесткий цифровой крематорий, где человек есть статистическая единица в матрице , созданной кем- то неведомым, но отрицающим все то, для чего Эрмитаж существует. Спасибо за прекрасный урок реальной действительности. Как нельзя лучше стало понятно, куда движется этот мир , и Эрмитаж туда же, не сопротивляясь, не отстаивая человеческую сущность, не подвергая сомнению превалирование цифровых ценностей над общечеловеческими. Такие грустные выводы меня посетили в Эрмитаже. Интересно, как долго простоит Эрмитаж в век цифровых технологий?
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Вероника БГХМ - Марина23 августа 2022 г. 11:40
Марина, увы, да, насчет кассы. Я хоть и другой музей представляю, но вот у нас был момент эвакуации всего музея и кассу пришлось закрыть. По закону в этот день кассир уже не имела права возобновить работу и продать билеты - ни входные, ни экскурсионные, ни лекционные ни на иные мероприятия, и наличкой тоже нельзя - все автоматизировано. И музей закрылся. Это системный момент, все компьютеризировано.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Резеда 9 июля 2021 г. 14:09
Ужасно!!! Хотели с ребёнком инвалидом пройти по льготным билетам, и как всегда одни направили в одну сторону за ними, другие в другую сторону, третьи сказали что вообще нет льготных билетов и это называется государственный музей, почему во всех музеях вход детям инвалидам бесплатно а здесь нет и ещё возмущаются и умудряются спрашивать группу инвалидности ребёнка, очень профессиональные сотрудники!!!!!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Наталья26 июля 2020 г. 9:40
Получила свою ложку дегтя. В Эрмитаже не должно быть непрофессиональных сотрудников!"Изоляция"может быть и есть,но далеко не интеллигентная.Одни слова.Заходили в музей по электронным билетам.Из-под лестницы выбежала женщина с вопросом:"Вы на экскурсию?"Ответ:"Нет.С нами нельзя.Нас пять человек."Женщина побежала в противоположную от нас сторону и привела с собой еще одну.Последняя не представившись стала говорить,что надо идти молча,иначе разговор -это экскурсия,а экскурсии не проводятся.Однако,молча идти по музею как-то совсем никак.Хотя-бы парой слов переброситься.Тем более,что РОСПОТРЕБНАДЗОР ни словом не обмолвился о молчании в музее в пандемию.Нужны СИЗ (маски,перчатки были надеты).Знаков,запрещающих разговоры в залах тоже небыло.(Пообщаться,поделиться впечатлениями хочется.Затем первая женщина заявила что видела меня в Эрмитаже вчера и третьего дня.А я вчера посещала Ораниебаум по именному электронному билету.(Кстати,я предлагала им посмотреть документ-отказались).В общем,у меня поднялось давление до 200(вызывали медсестру),впечатление от музея (дети первый раз)смазано.Я потеряла час на "разборки" из выделенных двух часов на посещение.Удивило и возмутило,что вместо того чтобы разрешить и погасить конфликт,сотрудники музея ,проявив бестактность и полный непофессионализ,его (конфликт)провоцировали и раздували в залах,что мешало посетителям. Только после моей настойчивой просьбы была приглашена охрана,и мы перешли в служебное помещение.Справедливости ради стоит сказать,что представитель внутренней охраны вел себя корректно,помог мне найти моих друзей и вернул мне забытые вещи.В Эрмитаже должны работать только профессионалы. Исключите хамство,бестактность,грубость,местничество,круговую поруку,нарушение прав человека в музее!.
Ответить
Пожаловаться 0 / 0
Ирина26 декабря 2019 г. 14:17
8 декабря ходила в Эрмитаж с ребёнком, это было третье наше посещения с сентября месяца, предыдущие два раза я приносила с собой паспорт ( который никто не спрашивал) для покупки билета по 400₽, в этот раз паспорт не брала и как назло у меня его стали спрашивать и наотрез отказались продавать льготный билет , пришлось купить за 700р, НО каково было мое удивление когда придя домой и вынимая билеты я обнаружила , что кассир пробила и дала мне билет за 400р, а сама с меня требовала 700р- которые я и заплатила в итоге. Отвратительный персонал работает в Эрмитаже, хожу много куда с ребёнком , но таково отвратительного отношения не встречала! В гардеробе ели шевелится или старая бабка либо в наш последний раз алкоголик с перегаром . Не говоря ещё о том, что работающий там экскурсовод проводя экскурсию для одной пары, стала вызывающе громко рассказывать и на повышенном тоне в приказном порядке попросила отойти нас от картины и не мешать ей везти свою долбанную экскурсию. Это вообще как?!
Ответить
Пожаловаться 0 / 0

Прошедшие события

Главное
Хочешь получать все
самое интересное
каждый четверг?
Подпишись на нашу рассылку
Лучшее за неделю