Место проведения: Петропавловская крепость, Никольская куртина (2-й этаж).
Экспозиция, объединившая более 200 экспонатов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, представляет лучшую часть музейной коллекции декоративно-прикладного искусства: мебель, осветительные приборы, изделия из фарфора и стекла, бытовые предметы из металла, витражи, выполненные в стиле модерн.
Экспозиция посвящена одному из самых интересных периодов в истории петербургской культуры — рубежу Х1Х – начала ХХ века, который называют эпохой модерна. Модерн — художественный стиль, пришедший в Россию из Европы и получивший широкое распространение в самых разных областях художественного творчества. В новом стиле, провозглашавшем обязательное сочетание красоты и функциональности, отказывавшемся от любой подражательности прошлому и ориентированном на эстетику природных форм и мотивов, выполнялись проекты зданий и интерьеров, предметы мебели и осветительные приборы, костюм и украшения, бытовые предметы самого разного назначения.
Целый пласт петербургской городской культуры конца XIX – начала ХХ века оказался связан с новым стилем. Напоминает об этом экспозиция в Никольской куртине, демонстрирующая богатейшее собрание произведений декоративно-прикладного искусства в стиле модерн.
Основу новой экспозиции составляет коллекция мебели. В эпоху модерна на смену грузной, тяжеловесной мебели периода эклектики пришли практичные гарнитуры легкой конструкции. Такую мебель часто делали из светлых пород дерева и украшали резным растительным орнаментом, который подчеркивал изогнутые контуры предметов. Появилась многофункциональная, комбинированная мебель. В моду вошли диваны, составляющие единое целое с боковыми шкафчиками и с верхней надстройкой в виде зеркала с полочкой для различных безделушек. Большое распространение в интерьерах получили небольшие столики и этажерки.
Особого внимания здесь заслуживает продукция известной петербургской фабрики «Ф. Мельцер и К°», которая одной из первых в России наладила массовое производство мебели в новом стиле. В экспозиции можно увидеть три мебельных гарнитура из сосны, грушевого дерева, и клена, предположительно изготовленных этой фирмой.
Рядом с предметами мебели демонстрируются настольные и каминные часы и рамы для картин, декорированные в стиле модерн.
Широко представлены осветительные приборы рубежа XIX –ХХ веков. В это время начало использоваться электричество, и впервые за всю историю осветительной арматуры появилась возможность направлять свет в любую сторону, в том числе вниз, добиваясь оригинальных оптических эффектов («живой» огонь можно было направлять только вверх). Это открыло перед мастерами эпохи модерна новые художественные возможности.
Люстры, настольные лампы, торшеры и канделябры поражают обилием используемых материалов: металла, разноцветного стекла, фарфора и фаянса, бисера, стекляруса. Также впечатляют разнообразием и декоративные приемы оформления светильников: фигурные плафоны, съемные детали-подвески, вставки из смальты и грубо обработанного стекла, имитирующего самоцветы, окантовка бисером и стеклярусом, стилизованные дамские фигуры — все это служило единым художественным задачам.
Оригинальную и узнаваемую манеру оформления светильников выработал американский художник-дизайнер Луис Комфорт Тиффани. Первые настольные лампы, оборудованные «витражными» (набранными из стеклянной мозаики) абажурами или украшенные переливающимся стеклом, появились в 1893 году. Продукция фабрики Тиффани породила массу подражаний. Подобные светильники, выполненные, вероятно, мелкими российскими фабриками или мастерами-кустарями, представлены в экспозиции.
Изысканностью и гармоничностью отличаются изделия из фарфора и стекла. В экспозиции широко представлены изделия российских и западноевропейских фарфоровых и стекольных предприятий: отечественных Императорского фарфорового, Гусь-Хрустального заводов, Товарищества М. С. Кузнецова, завода братьев Корниловых; датских Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуры и фабрики «Бинг и Грёндаль», французских фирм «Мануфактура Эмиля Галле», «Братья Дом», «Легра и К°», «Братья Мюллер и К°», немецких фабрик «Фасольд и Штаух»., «Карл Энс», «Виллерой и Бох» и других.
Интересны вазы из многослойного разноцветного стекла с растительными, пейзажными и морскими мотивами, выпущенные «Мануфактурой Эмиля Галле» (Нанси). Использование техники резьбы и травления плавиковой кислотой позволяло добиваться выразительных декоративных эффектов: перспективы, рельефности рисунка, изысканного сочетания тонов и полутонов.
Стилистика произведений Галле и разработанная им технология производства оказали огромное влияние на продукцию большинства европейских производителей художественного стекла. Ближайшим последователями Галле были братья Огюст и Антонен Дом (Нанси). На Галле ориентировались в своей продукции французские фирмы Огюста Легра́ (Сен-Дени) и «Братья Мюллер» (Люневиль). В той же технике травления выполнена представленная в экспозиции ваза с растительным орнаментом, изготовленная на Гусевском хрустальном заводе.
Ведущее место в производстве фарфора эпохи модерна занимала Копенгагенская королевская фарфоровая мануфактура, где под художественным руководством Арнольда Эмиля Крога была освоена техника подглазурной росписи и приглушенная, напоминающая акварель серо-синяя гамма изделий, ставшие отличительными чертами «копенгагенского стиля». В качестве сюжетов росписи чаще всего использовались мотивы флоры и фауны, а также пейзажные зарисовки. Вазы, созданные на Копенгагенской королевской фарфоровой мануфактуре по формам А. Э. Крога, можно увидеть в экспозиции. Под влиянием произведений датской мануфактуры выполнены представленные здесь же вазы «Морской вид» и «Совы на снегу», изготовленные на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге.
Модным атрибутом многих интерьеров начала XX века были небольшие фарфоровые фигурки зверей и птиц. Их коллекционированием занимались как представители среднего класса, так и члены императорской семьи. Известно, например, что фигурка лежащего поросенка, выполненная по модели датского скульптора Эрика Нильсена, находилась в кабинете вдовствующей императрицы Марии Федоровны в петергофском Коттедже.
Особого внимания заслуживают скульптурные композиции из фарфора, созданные на Императорском фарфоровом заводе по моделям известных художников: «Дама, снимающая маску» К. А. Сомова (модель 1905 года) и В. А. Серова «Похищение Европы» (модель 1910 года).
Внимание нового стиля к простым, повседневным вещам демонстрируют многочисленные бытовые изделия из металла: подсвечники, письменные, курительные принадлежности, всевозможные подставки, подносы, столовые приборы.
Ярким дополнением экспозиции являются оконные и дверные витражи начала ХХ века, некогда украшавшие петербургские дома.