Выставка показывает связь музыкального искусства с государственной политикой и жизнью общества в ХХ веке. Среди экспонатов – личные вещи и документы Дмитрия Шостаковича, Василия Соловьева-Седого, Арама Хачатуряна, Юрия Темирканова, Николая Печковского. Выставка расскажет о судьбах известных артистов – от Леонида Утесова и Клавдии Шульженко до Виктора Цоя, Майка Науменко и Михаила «Горшка» Горшенева. В разделе, посвященном советским бардам, можно увидеть гитару, на которой играли Владимир Высоцкий и Александр Галич.
Официальные постановления, награды артистов, музыкальный «самиздат» и «магнитиздат», грампластинки, программы и афиши концертов, музыкальные инструменты, ноты и тексты песен покажут, как в музыке отражается политическая история страны. История электронной музыки представлена терменвоксом, на котором посетители смогут создать свой музыкальный опус. На выставке прозвучат гимны, фронтовые песни, мелодии эпохи оттепели, бардовская и рок-музыка.
Государственная политика в отношении музыкального искусства начала формироваться в России в XIX веке. Она нашла свое отражение в таких произведениях как государственный гимн «Боже, царя храни» и опера «Жизнь за царя» М. Глинки. В них воплотилась официальная идеология Российской империи – «Православие. Самодержавие. Народность».
Революционное движение создало свои песни, воодушевлявших борцов с самодержавием. «Интернационал», «Смело, товарищи, в ногу!», «Варшавянка» стали символами эпохи. Трагедию Гражданской войны отразили красноармейские и партизанские песни.
Основное внимание на выставке уделено советскому периоду, когда музыка стала важной частью политической пропаганды, инструментом формирования общественных настроений. Начиная с Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», советское руководство выстраивало систему контроля над культурой.
Выставка раскрывает феномен советской песни. Партийным курс на строительство социализма предполагал, что музыкальные произведения создают у граждан оптимизм и энтузиазм. Помимо песен о Коммунистической партии и государственных лидерах, экспонаты представляют военные, спортивные и другие популярные песни – символы эпохи, в которых соединились чувства любви к Родине и лирико-драматические мотивы. Значимое место на выставке отведено детской музыке, которая воспитывала подрастающее поколение, а также музыкальной культуре народов СССР.
В годы Великой Отечественной войны в самых разных жанрах — от песни до симфонии — были созданы выдающиеся музыкальные произведения. Песня поддерживала в тяжелые минуты солдат на фронте, укрепляла их веру в Победу, помогала в тылу преодолевать трудности военного времени. В 1943 году «Интернационал» с идеями мировой революции и пролетарской солидарности уступил место новому гимну, проникнутому идеями любви к советскому Отечеству.
После 1953 года из музыкальной сферы исчезли песни о Сталине, строчки с упоминанием его имени, изменился текст гимна. Из лагерей возвращались на эстраду кумиры публики, было «реабилитировано» творчество Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича, обвиненное в послевоенное время в формализме и антинародности. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве (1957) познакомил советских граждан с современной зарубежной музыкой. В советский быт вошли пластинки с записями зарубежных исполнителей и артистов советской эстрады.
В 1960–1970-е годы творческая интеллигенция стремилась к самовыражению и освобождению от партийной опеки. Появляется «гитарная поэзия» Галича, Окуджавы, Визбора, Высоцкого и других бардов. В их произведениях сатирические и протестные мотивы сочетались с задушевностью и глубокой искренностью. Авторская песня стала формой духовного общения единомышленников. Благодаря «магнитиздату» бардовские песни переписывали друг у друга, слушали, пели.
Последний раздел выставки рассказывает о появлении в СССР рок-музыки и о создании в 1981 году в Ленинграде, а затем и в других городах рок-клубов. Власти пытались бороться с самодеятельными рок-коллективами, пресса разоблачала их «подрывную деятельность». Но в конце 1980-х годов рок вышел из подполья, пройдя путь от «квартирников» и кочегарок до клубов и стадионов.