Этой выставкой, открывающейся в канун празднования 250-летия Эрмитажа, Отдел современного искусства начинает серию проектов, направленных на знакомство посетителей музея как с классическими образцами этого жанра, так и с творчеством молодых авторов.
Марике ван Вармердам — голландская художница, работающая с различными медиа, от скульптуры и живописи до фотографии и видео, — получила известность благодаря своим коротким закольцованным фильмам. Первый крупный международный успех пришел к ней в 1995 году на Венецианской биеннале. Впоследствии она принимала участие в многочисленных выставках, включая Документу 10 в Касселе, а также Берлинскую и Сиднейскую биеннале. В 2011 году музей Бойманса—ван Бенингена в Роттердаме подготовил большую ретроспективу художницы. Ее работы представлены в таких музеях как Стеделейк (Амстердам), Институт Современного Искусства (Бостон) и Центр Помпиду (Париж).
В своих минималистичных и бессюжетных закольцованных фильмах Ван Вармердам концентрируется на простых объектах и ситуациях, с помощью бесконечного повторения отделяя их от изначального контекста и превращая в своего рода вещи в себе. Зритель оказывается вовлечен в гипнотический процесс наблюдения, переживания, и, в конечном итоге, со-творчества. Художница работает с лаконичными, кажущимися очевидными сюжетами, обращая внимание на медленные и постепенные трансформации реальности, передающие невесомый рисунок жизни во времени.
На экспозиции представлены четыре классических коротких фильма “Ветер” (Wind), “Пара” (Couple), “Свет” (Light) и “Вдали” (In the distance), созданных в 2010 году и объединенных в цикл “Жизнь”. Дополненные новыми работами художницы на ткани, они станут частью инсталляции, фокусирующейся на исследовании времени как особой среды, и его свойств. Два видео: «Пара» и «Вдали» построены вокруг одного мотива — пожилой пары, созерцающей живописный пруд. В первом, камера описывает вокруг них замысловатый эллипс, а во втором — постепенно меняет фокус с запотевшего окна, на героев, сидящих за ним. В работе «Ветер» камера следует за кружащимися на фоне индустриального пейзажа опавшими листьями, пластиковыми обертками и перышком. В фильме «Свет» статичная камера запечатлела руку художницы, будто наигрывающую что-то на пластинах жалюзи, через которые пробиваются лучи света.
Короткометражные фильмы Ван Вармердам дополнены ее же работами по ткани. Подушки с принтами, представляющими взмах руки, и двенадцать больших шерстяных одеял с изображениями циферблатов, продолжают размышления художницы о времени. Часть рисунков выполнена пожилыми людьми в ходе медицинского исследования. Замершее время этих циферблатов резонирует с вечно-повторяющимся движением фильмов, акцентируя внимание на настоящем моменте.
Куратор выставки – Надежда Синютина, Отдел Современного искусства Государственного Эрмитажа.
Выставка проходит в рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.».
Выставка «Марике ван Вармердам. Время идет» проходит при поддержке Фонда Мондриана, Центра международного сотрудничества DutchCulture, Фонда Вильгельмины Е. Янсен.