Традиция реалистической живописи в Италии восходит еще к временам Древнего Рима. Произведения той эпохи - фрески и мозаики, частыми сюжетами которых становились фрукты, овощи, яйца, дары моря. Картины такого рода ценились, поскольку несли в себе мысль о грядущем переходе в вечность всего тленного и тем самым служили намеком на быстротечность человеческой жизни. После падения Римской империи натюрмортная живопись веками занимала лишь незначительное место среди прочих жанров визуального искусства. Ее возрождение связано с поворотом в сторону реализма, произошедшим в конце XVI века. Знаковым произведением, которое всегда упоминается при обсуждении данной темы, является знаменитая «Корзина с фруктами», написанная Караваджо примерно в 1599 году. Рассуждая о произведениях Лучано Вентроне, итальянские критики часто ссылаются именно на эту картину, проводя параллели между творчеством двух выдающихся мастеров итальянской живописи разных эпох.
На фоне характерных видов современного искусства, таких как абстракция и видеоарт, натюрморты Лучано Вентроне, написанные на холсте масляными красками, могут показаться архаичными. Однако сейчас многие художники обращаются к достижениям традиционного реализма, и так называемый гиперреализм в наши дни успешно конкурирует с другими типами искусства. Продолжая традиции, заложенные живописцами конца XVI-XVII века Караваджо, Эваристо Баскенисом и Джованной Гарзони, Вентроне добивается слияния между вековыми верованиями и магией современной технологии.
И Караваджо, и Вентроне отдавали предпочтение четко центрированным композициям. Оба они достигают удивительных тактильных ощущений. Кажется, что достаточно протянуть руку – и дотронешься до нарисованных предметов. Однако есть и весьма важные отличия. Для работ Караваджо характерны резкие контрасты света и тени. Вентроне же предпочитает рассеянный свет, добиваясь кристальной прозрачности и чистоты, причем тени практически отсутствуют. Подобного освещения можно добиться лишь с использованием электричества.
Изображенные на картинах Караваджо фрукты далеко не идеальны: они поражены болезнями и вредителями, – ныне они были бы спокойно забракованы для продажи в любом супермаркете. Но Караваджо на уличных рынках Рима видел именно такие фрукты, ведь современных средств борьбы с вредителями еще не было. А в результате его натюрморты наводят на мысль о бренности всего живого... В противоположность натюрмортам Караваджо фрукты и овощи Вентроне красивы, безупречны и даже стерильны. Он предпочитает, воздавая хвалу миру изобилия, славить совершенное.
Есть различия и в сюжетах. Караваджо не мог восхищаться гибридами чайных роз, так как эти изящные и роскошные цветы, играющие столь важную роль в композициях Вентроне, стали популярны лишь в начале ХХ века. Даже помидоры, являющиеся сейчас основным продуктом итальянской кухни и частым сюжетом итальянской живописи, появились на Апеннинах только в конце XVII - начале XVIII века, и ни в одном натюрморте итальянских старых мастеров их изображение не встречается.
В произведениях Вентроне фрукты, овощи и цветы написаны с фотографической достоверностью и скомпонованы автором так, что с их помощью он реализует разные темы, воспроизводит настроения. Его натюрморты говорят о единстве с природой, дают повод для размышлений, открывают путь к созерцательному погружению. Названия, данные художником своим произведениям, далеко не всегда вызывают аналогичные ассоциации у зрителей. Выявляя цветом и светом фактуры изображаемых предметов, Вентроне наделяет их новым смыслом. По сути, они превращаются в инсталляции, передающие через внешне узнаваемые предметы некие скрытые значения. Таким образом, искусство Вентроне современно, хотя и исходит из традиционного воплощения визуального мира.