Миссия фестиваля "Новое британское кино" - создать более полное представление о кинематографических образах Великобритании и познакомить зрителей со множеством достойных картин.
Программа:
3 ноября
19:30 показ фильма "Лобстер"
4 ноября
17:10 показ фильма "Послушай меня, Марлон"
19:00 показ фильма "Леди в фургоне"
5 ноября
19:30 BAFTA 2015
6 ноября
19:30 показ фильма "Тихий шторм"
7 ноября
15:00 Эд Ширан: Jumpers for Goalposts
19:30 показ фильма "Прото Джим"
8 ноября
19:30 показ фильм "Бруклин"
О фильмах:
Лобстер
Антиутопический гротеск в стиле Оруэлла о кошмаре одиночества
Шесть лет назад молодой грек Лантимос получил приз каннской программы «Особый взгляд» за странноватый фильм «Клык» (Kynodontas, 2009) про супружескую пару, воспитывающую своих детей в полной изоляции от мира, в большом поместье за высоким забором. Его новая, четвертая картина выдержана в той же эстетике концептуального дивертисмента с притчево-аллегорической интонацией и очевидным социально-критическим подтекстом. В антиутопическом мире «Лобстера» одиноких людей изгоняют из Города, заселяют в специальный Отель и дают сорок пять дней на поиск подходящей пары среди других постояльцев. Если им это не удается, несчастливцев превращают в животных – на их собственный выбор – и отправляют пресмыкаться в Лес. В том же Лесу скрывается банда упертых одиночек-диссидентов во главе с новой бондовской красавицей Сейду.
Лантимос создает стерильную, абсурдистскую, прозрачно сновидческую реальность скупыми, но действенными кинематографическими средствами: минималистичной цветовой и световой гаммой, уместными рапидами и короткими сценами-вспышками анималистического бреда, от которых у Николая Дроздова затряслись бы поджилки (вроде расстрела осла в прологе или прогулки верблюда по лесу). Уподоблению Отеля британским курортным городкам, очагам «отпускного ада», на которые другой вечный диссидент, Моррисси, когда-то мечтал сбросить атомную бомбу (и, соответственно, Леса как бегства в альтернативную, непопсовую реальность) способствуют ядреные сцены, озвученные вечнозелеными шлягерами 'Something's Gotten Hold Of My Heart' и 'Where The Wild Roses Grow'. Англосаксонский актерский состав фильма, снятого в Ирландии, если и не идеально вписывается в условную вселенную Лантимоса, то ни в коем случае из нее не выбивается: это касается и колоритно перекормленного Фаррелла, только что эффектно отзвучавшего во втором сезоне «Настоящего детектива» (True Detective, 2014); и залихватских Райли с Уишоу на подхвате, и, в особенности, блестящих британских комедиантов Колман и Смайли в острохарактерных ролях.
Послушай меня, Марлон
Уникальный аудио-автопортрет гениального актера
Фильм Райли уже назвали «величайшим документальным фильмом всех времен, снятым про актера». Что ж, если кто и достоин стать предметом выдающегося документального высказывания на предмет исполнительского мастерства, то это Брандо, некогда изменивший сам принцип существования киноактера в кадре. Стивен Райли до «Марлона» снимал, в основном, фильмы о культурных феноменах, инспирированных Британией – о ежегодном боксерском поединке Оксфорда и Кембриджа, о сборной Вест-Индии по крикету 70-80-х годов и о бондиане. Для своего первого американского исследования Райли удалось, что называется, получить доступ к первоисточнику – аудиозаписям Брандо, сделанным самим актером в домашней обстановке, во время деловых встреч, пресс-конференций, а также (внимание!) сеансов гипноза и психотерапии.
Брандо был известным эксцентриком, презиравшим собственную славу и находившийся в непростых отношениях с выбранной профессией; все эти грани оживают в закадровых монологах актера, интимность которых достигает предельных степеней душевной обнаженности. Далеко не все деятели кино могут похвастаться творческим и человеческим нутром столь же достойным изучения; далеко не каждое такое погружение было бы интересно широкому зрителю. В этом фильме талант режиссера, масштаб личности героя и качество оставленной им «документации сокровенного» сошлись самым триумфальным образом.
Леди в фургоне
Экранизация автобиографической комедии Алана Беннетта об эксцентричной лондонской старушке
Алан Беннетт – знаменитый английский драматург, живой классик британского театра, кино и телевидения. Мэри Шеперд – бездомная старушенция, жившая в раздолбанном желтом фургоне и однажды припарковавшаяся напротив кэмденской квартиры Беннетта. Обещавшая не задерживаться больше трех месяцев, бабуля прожила под окнами писателя 15 лет, превратившись в любимицу района, местную достопримечательность и, в конечном счете, героиню пьесы Беннета 1999 года. Режиссером того спектакля был Николас Хайтнер, только что покинувший высокий пост главного режиссера лондонского Национального театра и главный специалист по Беннетту – в том числе, и по экранизациям его пьес: это его третий беннетовский фильм, после «Безумия короля Георга» (The Madness of King George, 1994) и «Любителей истории» (The History Boys, 2006). Ну, а Мэгги Смит играет мисс Шеперд уже в третий раз, после хайтнеровской постановки и радио-адаптации BBC 2009 года.
Разумеется, «Дама в фургончике» в кино, как и в театре, превращается в бенефис 80-летней Смит – одной из двух, наряду с Джуди Денч, гранд-дам современной английской сцены. Хайтнер окружил свою премьершу мощным второстепенным составом, где можно обнаружить и других завсегдатаев постановок Беннетта: прежде всего, Фрэнсис де ля Тур, изображающую Урсулу Воан-Уильмс – вдову великого английского композитора Ральфа Воана-Уильямса – и Алекса Дженнингса, игравшего другого великого английского композитора, Бенджамина Бриттена, в постановке беннетовской пьесы «Привычка творить искусство» 2009 года. Могучие ветераны Бродбент и Аллам, а также новая звезда американского ТВ Джеймс Корден (ведущий 'The Late Late Show' на CBS) дополняют великолепную труппу этого кинематографического спектакля.
Тихий шторм
Шотландская адюльтерная ретро-драма на берегу моря
От одних только имен троицы главных героев этого хлещущего эмоциями через край дебюта Коринны МакФарлэйн у любителей всего кельтского станет благостно на душе. Персонажа Льюиса – одержимого викария на отдаленном острове Гебридского архипелага – зовут Бэйлор; его кроткую жену в исполнении молодой, но уже вполне состоявшейся британской звезды Райзборо – Айлин; проштрафившегося юношу, присланного отбывать повинность на край света – Фьонн. Страсти, кипящие внутри шотландского треугольника, не менее брутальны и яростны, чем нравы и язык их предков, древних кельтов, и напоминают героев американской романтической прозы XIX века – Готорна и Мелвилла. Подобно капитану Ахаву, у полубезумного Бэйлора есть свой белый кит – его островная церковь ('kirk', по-шотландски), которую священник по кирпичику перевозит на материк. Истерзанная же суровым супругом и истомившаяся по настоящему чувству Айлин, вслед за Эстер из «Алой буквы», вступает в порочную связь с одержимым поэзией юнцом.
Cпродюсированная бондовским дуэтом Брокколи/Уилсон драма, в свою очередь, держится на двух китах: лютых приморских пейзажах шотландского севера и актерской игре трио. И прежде всего – ожидаемо ошеломительном перформансе Дэмиэна Льюиса, в очередной раз показавшего, что его актерский темперамент способен своротить горы (или, например, перетащить целиковую кирку по морю). Столь же телесна игра восхитительной Райзборо, позволяющая ощутить физический драйв свободы от языческого слияния с природой, морем и бездонностью поэзии Йейтса и романтиков. К чести дебютантки МакФарлэйн, ей удается под занавес как бы переключить само время действия фильма, развернув его, вслед за парой героев, от тяжелого мифопоэтического безвременья протестантского аскетизма к более толерантной и чувственной современности.
Эд Ширан: Jumpers for Goalposts
Выступление в поддержку альбома 'x' на стадионе «Уэмбли».
Эд Ширан представляет свой первый фильм-концерт 'Jumpers for Goalposts'. Фильм включает в себя концерт Эда Ширана на стадионе «Уэмбли», запись которого прошла в июле 2015 года. Музыкант был восторженно встречен 80-тысячной толпой и исполнил свои хиты, включая 'The A Team', 'Sing' и 'Thinking Out Loud', а также удивил поклонников, спев одну из песен вместе с Элтоном Джоном.
Помимо потрясающих концертных выступлений, 'Jumpers for Goalposts' – это еще и история пути, который прошел Эд, чтобы триумфально взойти на сцену стадиона «Уэмбли». Фильм расскажет, что происходит за сценой и на выступлениях в поддержку альбома, а также даст зрителям возможность узнать, что думает Эд и его близкие о таком стремительном развитии его карьеры.
Просто Джим
Черная комедия в стиле Линча про валлийского подростка
24-летний валлиец Крэйг Робертс прославился пять лет назад главной ролью в блестящей «драме взросления» Ричарда Айоади «Субмарина» (Submarine, 2010). В том фильме его герой Оливер пытался подружиться со своей одноклассницей и помирить вечно ссорящихся родителей, а также сильно переживал на предмет их нового соседа – бывшего бойфренда матери. В каком-то смысле, режиссерский дебют молодого актера можно считать если не сиквелом «Субмарины», то духовным пасынком этого фильма. Герой Робертса за прошедшие с «Субмарины» годы ничуть не повзрослел – это все тот же закомплексованный 15-летний школьник-ботан, проводящий дни напролет в одиночестве за просмотром одного и того же черно-белого фильма в старом кинотеатре; его родители ссорятся чуть меньше, зато на соседской позиции случился апгрейд – на место гуру лайф-коучинга из фильма Айоади заступил джеймсдинообразный хулиган-сорвиголова из далекой Америки в колоритном исполнении Эмиля Хирша. Вот только зрителю самому приходится постоянно отвечать на вопрос, реален ли новый сосед – или является плодом вскормленного на американской поп-культуре воображения восприимчивого подростка.
Режиссер-дебютант Робертс демонстрирует впитанную у менторов (прежде всего, у Кэри Фукунаги, у которого он снимался в «Джейн Эйр» (Jane Eyre, 2011), и у того же Айоади) страсть к стилистическим изыскам – угловатому «авторскому» монтажу, причудливым деталям и кинематографическим аллюзиям. Помимо очевидной красной куртки Джеймса Дина из «Бунтаря без причины» (Rebel Without a Cause, 1955), в фильме легко обнаруживаются ненавязчивые отсылки к линчевской субурбии (безумная владелица кинотеатра, воображаемая сцена вечеринки, немотивированные вспышки гнева героя Хирша, подсмотренные в «Диких сердцем» (Wild at Heart, 1990) и т.д.). Несмотря на некоторую – вполне объяснимую, учитывая нежный возраст режиссера – вторичность фильма, искренность намерений Робертса и его комический шарм делают эту картину неотразимой. Если Крэйг решит продолжать режиссерскую карьеру в том же стиле, в полку британских киноэксцентриков случится важное прибавление.
Бруклин
Ретро-драма о трансатлантическом любовном треугольнике
На этом фильме сошлись два выдающихся современных прозаика: четырехкратный номинант на «Букера» ирландец Колм Тойбин является автором романа-первоисточника, а не менее знаменитый англичанин Ник Хорнби («Hi-Fi», «Футбольная лихорадка») написал по нему сценарий. По сюжету, юная ирландка Айлиш в исполнении Сирши Ронан покидает родную страну и, как сотни тысяч ее соотечественников, отправляется за лучшей жизнью в Нью-Йорк, где влюбляется в италоамериканца Тони (Коэн). Вскоре ей случается вернуться на родину, снова полюбить и пережить драматическую коллизию выбора между двумя мужчинами и двумя континентами.
В этой сдержанной, полной несентиментальных эмоций драме опытного Краули (автора известного ирландского молодежного хита «Разрыв» (Intermission, 2003) и драмы «Есть там кто-нибудь?» (Is Anybody There?, 2009) с Майклом Кейном, а также режиссера двух серий второго сезона «Настоящего детектива» (True Detective, 2014)) троице молодых протагонистов подыгрывают матерые британские ветераны Уолтерс и Броудбент, а также квебекская красотка Джессика Паре – незабвенная Меган Дрейпер из сериала «Безумцы» (Mad Men, 2007-2015). Фильм стал одним из ярких событий последнего «Сандэнса», где он был приобретен для дистрибуции компанией-мейджором за рекордую для независимого фильма сумму.