26 декабря 2012 года в парадных залах Зимнего дворца открылась выставка "Гроза двенадцатого года..." Отечественная война 1812 года в материалах Государственного Эрмитажа". Около 600 экспонатов выставки рассказывают о событиях эпохи наполеоновских войн.
25 декабря 1812 года (6 января 1813 года по новому стилю) в городе Вильно российский император Александр I утвердил "ВЫСОЧАЙШИЙ МАНИФЕСТ, О ПРИНЕСЕНИИ ГОСПОДУ БОГУ БЛАГОДАРЕНИЯ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ РОССИИ ОТ НАШЕСТВИЯ НЕПРИЯТЕЛЬСКОГО". В этот же день Александр I подписал и второй указ, о возведении в Москве храма Христа Спасителя.
Спустя два года, в 1814 году, по велению Александра I было установлено ежегодное "благодарственное празднество" 25 декабря – дня не только Рождества Христова, но и "воспоминания избавления Церкви и Державы Российския от нашествия Галлов и с ними двунадесяти язык". В этот день по окончании литургии предписано было служить специальный благодарственный молебен. Этот молебен, составленный митрополитом Филаретом Московским, был включен в богослужебный устав Церкви и служился во всех храмах России.
Государственный Эрмитаж тесно связан с событиями 200-летней давности. Память о них выражена не только в архитектуре Дворцовой площади, где Триумфальная арка перекликается с Александровской колонной, но и в ряде интерьеров Зимнего дворца. В архитектурном убранстве Александровского, Пикетного, Гербового, Фельдмаршальского и других залов музея воплощена идея чествования русского оружия, прославившего себя на полях сражений с Наполеоновской армией. Особое место здесь принадлежит Военной галерее. 332 портрета военачальников русской армии, а также портреты союзных монархов и полководцев, возглавлявших войска антинаполеоновской коалиции, превратили ее в подлинный Пантеон славы героев кампании 1812-1814 годов.
Одна из самых славных страниц российской истории нашла свое отражение в многочисленных произведениях изобразительного и прикладного искусства, созданных как современниками, так и художниками более позднего времени и хранящихся в фондах Государственного Эрмитажа. На их основе и создана выставка "Гроза двенадцатого года..."
Основанием, своеобразным хребтом выставки, вокруг которого разворачивается рассказ о событиях 1812 года, послужили батальные полотна Питера Хесса, выполненные по заказу императора Николая I для размещения в залах Зимнего дворца. Они воспроизводят все крупнейшие сражения военной кампании.
Дополняют экспозицию многочисленные рисунки и гравюры, многие из которых выполнены непосредственными свидетелями событий, а также вещественные памятники войны: боевые русские и трофейные знамена, наградные медали, ордена, предметы обмундирования и снаряжения русских войск, холодное и огнестрельное оружие, мемориальные предметы
Это не просто набор вещей той эпохи. Знамена впитали пороховой дым сражений. Многие мундиры подписаны именами тех солдат и офицеров, кто их носил, и чьи имена есть в списках полков, в которых они служили. Оружие видело кровь своих врагов.
Представлены и трофеи, захваченные в боях русской армией. Среди них маршальский жезл маршала Даву, захваченный казаками Платова вместе с обозом маршала, образцы вооружения наполеоновской гвардии, трофейные французские знамена.
Выставка рассказывает не только непосредственно о событиях Отечественной войны. Она охватывает период от первого столкновения двух императоров в 1805 году и до смерти Наполеона на острове св. Елены в 1821 году; крупнейшие сражения от Аустерлица до Лейпцига, историю дипломатических контактов России и Франции, судьбы Европы.
Куратор выставки – Виктор Велло-Освальдович Лоога, научный сотрудник, хранитель фонда печатной графики Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.