Летом 1966 года в Ленинграде, из недр известного не только в нашей стране ансамбля «Дружба» родился коллектив, который дал зеленую улицу ВИА. А назывался он 33 года назад «Поющие гитары». Повальный интерес у молодежи, успех у публики: в репертуаре школьных и дворовых команд конца 60-х годов были песни «The Beatles» и «Поющих гитар». Многие читатели, знающие ВИА «Поющие гитары», пропоют не одну его популярную песню.
В творческом развитии наблюдается тенденция: попробовать себя в больших формах. На западе в начале 70-х появились рок-оперы, композиции "Pink Floyd". Предтечей рок-оперы у «Поющих гитар" была композиция „Саласпилс", а летом 1975 года в оперной студии при Консерватории состоялась премьера - зонг-опера „Орфей и Эвридика". Почему не рок? По той простой причине, что наименование „рок" было запрещено. Завуалировать роковый стиль пришлось, обратившись к драматургии Б. Брехта, где в ткань повествования вписываются песни-зонги, которые, подводя итог происшедшего, являются поучением, наставлением.
Успех был неописуем. Элитный показ в Москве (без афиш, только для своих) в д/к газеты „Правда" здорово всколыхнул и шокировал верхи страны: как так - Питер опять впереди....?После этого коллектив очень долго не гастролировал в Москве. (Не удивлюсь, если назовут первой поп-оперой в СССР „Алые Паруса".) За десять лет при полных аншлагах, даже во дворцах спорта, сыграно 1935 спектаклей.
В 1979 году была поставлена замечательная авангард-опера „Фламандская легенда" (о Тиле Уленшпигеле), но сложность музыкального восприятия сделала спектакль „не кассовым", поэтому в 1981 году он сошел со сцены. Репертуар требовал новых опер. В 1982 году выпустили „Гонки", которая просуществовала 3 месяца, по той простой причине, что в Советском Союзе, как утверждала культурно-комсомольская пресса, не было проституции, наркомании, валютных махинаций и прочих мафиозных дел. Мы строили коммунизм (как видите - построили). Оперу сняли. Встав на театральные рельсы, ансамбль с них сойти не мог, но иметь одну оперу - катастрофа...
...Лишь 31 декабря 1985 года в ДК им. Капранова состоялась премьера оперы-мистерии „Юнона" и „Авось" (поныне она имеет полный успех, количество спектаклей перевалило за 1000).
С 1989 года ВИА „Поющие гитары" стал называться: Государственный театр „Рок-опера", правда, без театрального помещения. Хотя был подписан договор с ФРГ о постройке театра на Крестовском острове. Но проект не осуществился, по той простой причине, что „общественность" „встала на дыбы" против засорения острова. А что она замолчала впоследствии?..
К 1000-летию Православной Церкви театр поставил всемирно известную рок-оперу „Иисус Христос - суперзвезда". Спектакль получил благословение от церкви. Хороший литературно-художественный перевод, в отличие от московского, звездно-пластиночного, имел успех в Америке. (Опять в Москве считают, что они первые поставили эту оперу, хотя прошло не менее года).
Кстати, об Америке. В1991 году театр участвовал в частно-государственном круизе „250 лет Русской Америке". Во время августовских событий коллектив находился у берегов США, имея приглашения остаться, но... никто не остался. „Иисус Христос - суперзвезда" исполнялась на русском языке. „Юнона" и „Авось" - в форте „Росс", недалеко от Сан-Франциско, именно в тех местах, где происходили события, легшие в основу произведения. Имея договоры, соглашения персонально на гастроли, театр не выехал - неимоверный взлет цен на билеты.
Сегодня театр имеет в репертуаре: "Юнона" и "Авось", "Иисус Христос - суперзвезда", "Капитанская дочка", "Орфей и Эвридика", "Кентервильское привидение" и для детей: "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Синяя птица", "Гадкий утенок".
Комментарии посетителей (10)
Жаль, что я не читал отзывы, приведенные выше. Очень соответствуют действительности. Опера без музыки? Фанера, к тому же не очень качественная, музыкой не считается. От театра ждешь праздника, яркости. Творческое новаторство, заключающееся в отсутствии декораций, давно себя изжило. Это бессовестная экономия, которую можно было бы простить, если бы на пустой сцене разместились бы музыканты. Рок не возможен без музыкантов. Это не рок-опера, да и не опера вообще. Это же Ллщйд-Вебер! Библейскую историю в изложении Райса все давно знают. Нужна музыка.
Честно, не рассчитывал на супер вокал или хореографию. Но фальшивить со сцены недопустимо.
Театру следует хотя бы изменить название, убрав из него слова рок и опера. И ценник на билеты снизить существенно. Не денег жалко, а иллюзии, что у продюсеров осталась совесть и за деньги хоть что-то увидишь и услышишь. 1500 человек в среднем по 2000 рублей - 3 миллиона-таки.
Ожидали лучшего... Актёры, думаем не виноваты, а вот режиссёр и хореограф, кто ставил постановку, должно быть стыдно. Больше напоминало сомодеятельность бездарную в черно-белых тонах. Неужели нельзя было оформить сцену, хотя бы световым решением, сделать хорошую хореаграфию, заинтересовать актёров игрой, чтоб пели без фальши и с душой. Пенсионеров, пусть заслуженных, не ставить в эту рок-оперу, звучит смешно.
Хотели уйти после антракта, но остались с надеждой, вдруг что-то изменится и актёры оживятся. Жаль, не ушли, полное разочарование. Позор, так все опошлить и испортить. Некоторые голоса были хорошие, но в общем, постановка этого бреда ужасна. За что заплатили, непонятно. Должно быть стыдно режиссёру -постановщику.
Из последнего смотрела мюзикл Леди Гамильтон. Актеры замечательно пели, достойная хореография. Виктория Жукова была восхитительна. Отлично вжилась в сложную роль Леди Гамильтон. Очень понравился актер игравший Нельсона. Чувственный и внешне олицетворяющий своего героя.
Сам театр много гастролирует. Сейчас как раз именно с этим мюзиклом они активно и ездят по городам России.
Крайне не рекомендую данную постановку к просмотру, в особенности если вы знакомы с «оригинальной» версией рок-оперы (фильм 1973г., ролики на ютубе с бродвейских постановок или хотя бы альбом 1970г., где партии Христа исполняет солист Deep Purple Иен Гиллан).
То, что представляет на сцене театр Рок-опера, больше всего похоже на любительскую постановку студенческого театра, причём не самую талантливую. Христос в исполнении Ярослава Баярунаса выглядит растерянным мальчиком, который очень напуган тем, что оказался на сцене и не знает, что делать (поёт хорошо, но это же не академическое выступление, хотелось бы увидеть немного актерской игры). Кайафа (Кирилл Смирнов), Анна (Александр Кавин) и Понтий Пилат (Богдан Вивчаровский) на сцене неприкрыто скучают и томятся в ожидании окончания своих партий. Отдельный поток негодования вызывает кордебалет. Дело даже не в том, что одни и те же люди играют толпу, юродивых, апостолов, свиту Ирода, римлян, не всегда при этом даже меняя костюмы, чем сильно путают зрителя; но то, как они исполняют свои роли: пластика актёров на уровне школьной постановки, танцы разрозненны и неуклюжи. Положительное впечатление оставили только Мария (Анна Позднякова) и Иуда (Вячеслав Ногин). На таланте, харизме и отдаче этих актеров держалось все представление.
Декорации отсутствуют, но это простительно в современных реалиях. Костюмы героев намекают на то, что костюмер в постановке участия не принимал и актёры все делали своими силами. Макияж и грим у актеров смотрится абсолютно разномастно и выполнен в стиле «кто на что горазд». Все в совокупности выглядит очень непрофессионально, и за такие деньги (билет стоил без малого 2000) данное представление - демонстрация просто бессовестного наплевательского отношения к зрителю. Никогда ещё не получала такого негативного впечатления от похода в театр.
Но всё происходящее дальше не то чтобы смутило меня, а повергло в состояние полнейшего недоумения и глубокого разочарования, которое длится третий час к ряду. Постановщиком танцев (осмелюсь назвать такое дергание на сцене танцем), судя по всему, был энцефалитный клещ. Выступающие выдавали такие хореографические пируэты, что я была вынуждена снять очки, так как боялась не справиться с приступом тахикардии, резко меня охватившим. Я тихо радовалась моментам, когда танцующие, падали ниц и не двигались в течение нескольких минут - такое происходило раз пять за два часа.
Актёры-певцы, я не знаю как правильно их назвать, исполняли арии такими голосами, что мне и в ужасном сне не снилось – то гнусавя, то фальшивя, то сбиваясь с ритма, то и вовсе пели невпопад (только к женским партиям вопросов нет). А когда на сцену вышли солисты со шнуровыми микрофонами, мы еле-еле сдержали накатившую волну истерического смеха.
Но всё же мы не покинули эту вакханалию и более того, дали этой художественной самодеятельности ещё один шанс, оставшись после антракта. Но всё тщетно. Думаю, эта постановка достойна лишь награды «Весна студенческая-1999». Ушли мы, под бурные аплодисменты и крики «Браво!», не удовлетворившись ни на йоту, и не понимая, кому все эти «Браво!» и авации? Проходящие мимо нас зрители были восторженны и воодушевлены, что нельзя сказать про нас, видимо избалованных «Балом вампиров». Эх, Ожогин, где ты?