С 10 по 20 ноября 2019 года в театре «За Чёрной речкой» пройдёт X Международный театральный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «АrtОкраина» — единственный международный театральный фестиваль в Санкт-Петербурге, дающий возможность театральным коллективам показать лучшие камерные спектакли своего репертуара.
За восемь лет существования Фестиваля в нём приняли участие творческие коллективы из России, Великобритании, Франции, Германии, Италии, США, Грузии, Словении, Сербии, Румынии, Польши, Швеции, Болгарии, Израиля, Монголии, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Южной Осетии, Беларуси и Украины.
В этом году на Фестивале будет показано 9 спектаклей, которые были отобраны из более чем ста заявок со всего мира. Созданные в жанровом диапазоне от перформанса до мифа, порой с нестандартным подходом к драматургическому материалу, требующему особой манеры игры, эти спектакли объединяет одно: поиск новых путей к пониманию современного человека. Театр меняется, утверждая это познание как возможное поле для диалога с нашим будущим, прошлым и настоящим.
Откроет Фестиваль творческая лаборатория «Ювента» с драмой «Эксперимент» о тонкой границе между толерантностью и ненавистью, написанной Тодом Штрассером. Брянский театр драмы им. А. К. Толстого поразмышляет о важности диалога с самим собой в знаковой пьесе Сэмюэла Беккета «Последняя лента Крэппа». Театр hcach-1 покажет социальный трагифарс «Дочери Лира» о рефлексиях нового поколения, которое выросло в нулевых и невольно стало заложником постсоветских Лиров. Творческая мастерская «Granart» расскажет о том, как не просто быть дочерью тирана в спектакле «Говорит Москва». Продолжит тему тирании Независимый театральный проект «Мы» с драмой «Обитель», вольной интерпретацией романа Захара Прилепина. Театр «Фабрика» пойдёт ещё дальше и предложит стать кому-то из зрителей античным богом из машины в иммерсивном спектакле «Четвёртый». Иранский театр «Миф» представит трагический рассказ человека без будущего в спектакле «40-й мужчина и 28-я женщина». Альметьевский театр вернётся в прошлое и попытается понять истоки ненависти в спектакле «Медея. Материал». Завершит фестиваль Никитинский театр исторической мистификацией «Цыганский барон», в которой будут настойчиво переплетены прошлое и современность.
В рамках Фестиваля планируются творческие встречи с участниками спектаклей и проведение открытых обсуждений с участием ведущих театральных критиков, деятелей культуры и зрителей спектакля.
Программа:
10 ноября Эксперимент
Эта история основана на реальных событиях, произошедших в 1967 году в одной из школ маленького калифорнийского городка. Учитель истории Бен Росс ставит социальный эксперимент, чтобы в игровой форме показать подросткам, что такое нацизм. Сначала всё выглядит, как непривычное и увлекательное приключение. Однако, спустя всего несколько дней, Бен Росс осознает, что его ученики, по сути, превратились в образцовых граждан тоталитарного общества. Ситуация полностью выходит из-под контроля, и Бен Росс уже не понимает, как положить конец этому неоднозначному эксперименту...
11 ноября Последняя лента Крэппа
В основу спектакля легла одноименная пьеса ирландского писателя, поэта и драматурга, создателя театра абсурда – Сэмюэля Беккета, лауреата Нобелевской премии по литературе 1969 года.
Главный и единственный герой пьесы – Крэпп – отправляется в свое прошлое. Человек, проживший долгую жизнь, сидит в комнате, окруженный стопками аудиопленок, сделанных десятилетия назад. Прослушивая собственные рассуждения и признания, он вступает в диалог с Крэппом, которым был когда-то...
12 ноября Дочери Лира
Текст Элайн Файнстайн «Дочери короля Лира», написанный совместно с «Woman's Theatre Group», является одним из главных драматургических феминистских высказываний второй половины XX-го века. В его основе лежит шекспировский сюжет, который рассматривается через оптику современных социальных процессов: Гонерилья, Регана и Корделия стали заложницами патриархальной системы Лира.
«Наша команда пошла дальше.
Исследуя социально-политическую „дугу" от Пхеньяна до Минска, мы попробовали поговорить о рефлексиях нашего поколения, которое выросло в нулевых и невольно стало заложником своих постсоветских Лиров».
Впервые текст пьесы, написанной в 1987 году, переведён на русский язык и звучит в России.
13 ноября Говорит Москва
Именно сегодня, когда после смерти главного тирана СССР прошло почти 70 лет, мы почему-то вновь и вновь возвращаемся к той эпохе жестоких репрессий, тотального контроля и невозможности жить свободно. Наши родители до сих пор несут в себе тот страх.
А каково это — по мере взросления осознавать, что твой отец тиран? Спектакль — взгляд на «человека–эпоху СССР» глазами дочери, которая не догадывается обо всех делах любимого отца.
15 ноября Обитель
Независимый театральный проект «Мы» создан в 2019 году студентами театральных мастерских Арвида Зеланда и Геннадия Тростянецкого.
О спектакле
Свободное сочинение по мотивам романа Захара Прилепина «Обитель».
16 ноября Четвёртый
Театр «Фабрика» предлагает вам поиграть. В самом начале спектакля зритель, случайным образом выбранный из зала, станет четвёртым действующим лицом — «богом из машины» (Deus ex machina). Так в античном театре назывался бог, который появлялся на сцене при помощи специальных машин и решал проблемы героев.
Хватит сидеть в удобном зрительском кресле. Вам пора на сцену!
Как скоро вы делаете вывод о вошедшем в вагон метро человеке с чёрной бородой? Изменится ли скорость вашей мысли, если с ним же вы окажетесь в этом вагоне тет-а-тет? Как скоро вы начинаете перематывать фильм к концу, когда уже догадались о том, как разовьётся сюжет? Насколько часто вы смотрите на часы в театре? Или договариваете фразы за собеседником? Есть много вопросов и немного времени, чтобы ответить на эти вопросы у незнакомых друг с другом людей, оказавшихся в одной комнате.
17 ноября 40-й мужчина или 28-я женщина
Внезапно по деревне распространилась странная болезнь, убившая 27 женщин и 38 мужчин. Остался последний, 39-й, ожидающий одновременно и смерти и рождения ребёнка. Кем он будет — 40-м мужчиной или 28-й женщиной? Будущим народа или его прошлым?
Спектакль идёт с синхронным переводом.
18 ноября Медея. Материал
Медея, полюбив предводителя аргонавтов Язона, помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг её отец — царь Колхиды Ээт. Она бежит из Колхиды вместе с Язоном и, чтобы задержать разгневанного Ээта, убивает своего брата и разбрасывает по морю куски его тела, чтобы отец, собирая останки сына, не догнал корабль «Арго».
Медея и Язон были когда-то счастливой супружеской парой, пока предводитель аргонавтов не принял решение жениться на дочери коринфского царя Креонта. По словам Язона, он женится на ней не из большой любви, а для того, чтобы обеспечить своим сыновьям счастливое будущее.
Однако ревность и ненависть Медеи извратили её любовь. Она не способна принять ни мира, ни покоя. Она — дикий зверь, вся её природа сродни безумству. Медея подговаривает своих сыновей отнести невесте Язона свадебный подарок — отравленное платье, которое вмиг разъедает тело прекрасной царевны.
Гордая и властная Медея не способна мириться с унижением. И она решается на безумный поступок — убить детей, чтобы Язон погиб от отчаяния.
Спектакль идёт с синхронным переводом
19 ноября Цыганский барон
Рабочий Алексей утром идет на завод и по пути встречает цыганку. Он впервые видит то, что не может понять и объяснить. Какая-то магическая сила сталкивает его с ней трижды. Алексей, словно герой греческой трагедии, проходит путь и встречается с некой силой, способной разрушить его (и не только его) жизнь.
Действие происходит в 1951 году. Но это не точно. Алексей — воплощение народа, а цыганка — власти. Но и в этом можно усомниться. Главное, что после этой решающей встречи польется дождь из крови, после которого ничего нельзя будет вернуть назад.