Йонас Мекас — американо-литовский поэт, кинорежиссер и кинокритик, которого называют крестным отцом американского киноавангарда и основоположником жанра кинодневника, основатель и руководитель крупнейшего в мире хранилища экспериментального кино Anthology Film Archives, друг и соратник Энди Уорхола, Аллена Гинзберга, Джорджа Мачюнаса, Йоко Оно, Джона Леннона и прочих ключевых фигур культуры второй половины XX века, многих из которых он запечатлел в своих фильмах, — имел крайне сложную судьбу, сформированную лихими изгибами прошедшего столетия. В оккупированной сначала советскими, а потом немецкими войсками Литве он выпускал подпольную газету, о чем стало известно гестаповцам. Чтобы избежать ареста, вместе с братом Адольфасом он пытался уехать в Вену, но в Германии их вагон прицепили к поезду с военнопленными и направили в трудовой лагерь под Гамбургом, где они провели последний год Второй мировой. После — лагерь для перемещенных лиц и эмиграция в США, где Мекасу было суждено принципиально изменить ландшафт независимого американского кино. Опыт советской и немецкой оккупации оставил на нем неизгладимую печать. «Я ненавижу большие государства, большую историю, большие войны», — говорит Мекас в фильме «Потери, потери, потери». Оппозиция, которую он предлагает, — «маленькие нации против больших; поэты против политиков». Этой программы Мекас придерживался всю свою жизнь, которая оборвалась 23 января 2019 года. Ему и его принципам посвящена небольшая экспозиция в Музее сновидений Фрейда, которая проходит в рамках программы «Распад социализма. К 30-й годовщине падения Берлинской стены». В нее войдут его пятичасовой фильм «Литва и распад СССР» и шестичасовое интервью, которое он дал Мемориальному музею Холокоста США незадолго до своей смерти.
На выставке-видеоинсталяции будут показаны два фильма.
«Литва и распад СССР», Йонас Мекас, США, 2009, 286 мин
Фильм создан из записей, которые Йонас Мекас сделал с помощью своей ручной камеры Sony во время процесса распада СССР — заснятых им американских телевизионных новостных передач, освещавших события, за которыми он следил из своей квартиры в Нью-Йорке. Сам Мекас предлагал рассматривать фильм как классическую греческую драму, в которой судьбы наций радикально меняются под воздействием воли и иррационального желания одного конкретного человека (Витаутас Ландсбергис) и одного маленького народа, полного решимости отвоевать свою свободу и поддерживаемого силами Олимпа в своей схватке с Великим и Могущественным, против невозможного.
Демонстрируется на английском языке без перевода.
Видео-интервью с Йонасом Мекасом, Мемориальный музей Холокоста США, 2018, 385 мин
В этом шестичасовом интервью, которое Йонас Мекас, родившийся в небольшой литовской деревне в 1924 году, дал незадолго до своей смерти в январе 2019 года, он рассказывает о своем детстве, молодости в советской Литве, о распространении подпольных антисоветских публикаций, о немецкой оккупации Литвы и участии в антигитлеровском подпольном сопротивлении, о побеге из Литвы вместе с младшим братом Адольфасом, последующем аресте и заключении в трудовом лагере в Германии, побеге из него, нахождении в лагере для перемещенных лиц и, наконец, об эмиграции в США и приезде в Нью-Йорк в 1949 году.
Демонстрируется на английском языке без перевода.