Выставка названа в честь балета, в котором подросток Мариус Петипа исполнил свою первую роль Мальчика из Савойи. Это был спектакль его отца, хореографа Жана-Антуана Петипа «Танцемания». Вся жизнь Мариуса Петипа была связана с танцем, а с 1847 года – с Петербургом. Здесь Петипа служил сначала танцовщиком, потом хореографом, главным балетмейстером и полноправным хозяином Императорского балета, поставив более 60 спектаклей, многие из которых представляют собой эталонные образцы академического стиля. За два века истории постановок Мариуса Петипа на лучших театральных сценах мира его имя стало едва ли не синонимом самого слова «балет».
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства обладает уникальными материалами по истории балетов Мариуса Петипа. Это эскизы костюмов и декораций к его постановкам, обширная коллекция снимков фотоателье Императорских театров, подлинные сценические костюмы легендарных премьер «Баядерки» (1877), «Спящей красавицы» (1890), «Пробуждения Флоры» (1894), «Лебединого озера» (1895). В Музее также хранятся мемориальные предметы, связанные с личностью Петипа, афиши и программки первых представлений его балетов.
Несколько отдельных залов выставки посвящены шедеврам Петипа: его первомукрупному успеху - спектаклю «Дочь фараона», балетам «Спящая красавица» и «Баядерка», последнему значимому сочинению «Раймонда». Впервые представлены костюмы выдающихся танцовщиков, исполнявших в балетах Петипа ведущие партии: Матильды Кшесинской, Павла Гердта, ЭнрикоЧекетти, а также артистов XX века Ирины Колпаковой, Константина Сергеева, Габриэлы Комлевой, Рудольфа Нуреева, Николая Цискаридзе. В каждом зале демонстрируются фрагменты спектаклей разных лет, возобновления балетов Петипа хореографами XX века, реконструкции спектаклей, начатые Сергеем Вихаревым и продолженные Алексеем Ратманским, Юрием Бурлакойпо сохранившимся нотациям режиссера Николая Сергеева, работавшего вместе с великим хореографом в Мариинском театре.
Особый раздел выставки посвящен ныне забытым, а в свое время весьма популярным спектаклям Петипа: «Синяя борода», «Волшебные пилюли», «Флорида», «Голубая георгина», «Ливанская красавица», «Камарго», «Сон в летнюю ночь», «Приказ короля», «Царь Кандавл». Хореография их полностью утрачена, но сохранились эскизы, афиши, немногочисленные фотографии и оригинальные театральные костюмыиз гардероба Императорских театров.
Повествование о наследии Петипа на мировой балетной сцене стало особенно ярким благодаря участию зарубежных партнеров. Национальный центр сценического костюма (Франция)предоставил ценнейшие костюмы к постановкам «Спящей красавицы» - пачку Ноэллы Понтуа для партии Авроры и костюм СирилаАтанасова для партии Принца Дезире. Стокгольмский музей танца (Швеция) впервые представляет в России уникальный комплект костюмов по эскизам Льва Бакста к балету «Спящая принцесса», поставленному Николаем Сергеевым в антрепризе Сергея Дягилева «Русский балет» (1921). Эскизы этих костюмов — зеркальное отражение оригинальных костюмов премьеры спектакля в Мариинском театре в 1890 году – находятся в коллекции Музея театрального и музыкального искусства и такжеэкспонированы на выставке.