Ретроспективная выставка, посвящённая творчеству уличного художника Павла Пухова, более известного как Паша 183.
Большинство уличных работ Паши 183 утрачены. Но благодаря авторским видео, которые являются полноценными произведениями медиа-арта и документацией, идеи художника не пропали бесследно. В рамках выставки куратор Полина Борисова представит весь срез его творчества — холсты, трафареты, арт-объекты, реконструкции инсталляций. К примеру, посетители выставки увидят воссозданную комнату художника с его личными вещами и работу «Буханка»: это распиленный полицейский автомобиль, который Паша 183 решил «порезать на тосты и запечь».
Ранее в 2014 году в Московском музее современного искусства (ММОМА) прошла первая персональная выставка художника «Наше дело подвиг». В Санкт-Петербурге экспозиция будет отличаться: выставка «Паша 183. Ретроспектива» займёт не один этаж, а все три этажа пространства «Котельная» и органично впишется в индустриальный антураж, ведь именно в такой атмосфере преимущественно творил художник. Помимо этого, важным вопросом является проблема сохранения объектов уличного искусства: не так давно были найдены ранее неизвестные работы Паши 183. Организаторы надеятся, что выставка побудит сохранить работы именно в городской среде, как это сделали с работой Кита Харинга в Амстердаме.
Работы Паши183 оказали значительное влияние на восприятие стрит-арта в России. Его творчество наглядно продемонстрировало, что акт внедрения в городское пространство может быть полноценным художественным высказыванием. Художник умер в апреле 2013 года, но прославился ещё при жизни своими граффити, инсталляциями и живописью. После его смерти британский художник Бэнкси посвятил Паше работу «P183. R.I.P».
Начав как граффити-райтер, переносящий на стены фотографии любимых музыкантов, за 14 лет Паша 183 проделал огромный творческий путь, став автором масштабных инсталляций с использованием световых и оптических эффектов, сложных объектов, интерактивных и медийных проектов.Характерной особенностью творчества Паши было гармоничное сочетание уличного антуража и ярких, лаконичных образов. Особое место в его работах занимала музыка: он вдохновлялся лирикой русских рок-музыкантов и хип-хоп исполнителей и создавал их портреты. В 2012 году он выступил в качестве художника-оформителя рок-мюзикла TODD.
Паша 183 размышлял о подавляющей роли индустрии в современном обществе, о пошлости и коммерциализации («Индустрия», «Аленка»), об одиночестве («Взаперти») и выходе из зоны комфорта («Поджигателям мостов — посвящается»), в память об августовском путче 1991 года превращал стеклянные двери метро в ОМОНовцев («Правда на правду — (19.08.91 — напоминание)»), в дань памяти жертвам и подвигам Великой Отечественной войны помещал на стену проекцию артиллерийского салюта 1945 года («День победы»).
«Я скорее за то, чтобы люди в первую очередь меняли себя, чтобы они не проходили мимо нищих, чтобы помогали друг другу, чтобы сами искали какие-то альтернативы своей жизни, своему мировоззрению, окружающему пространству. В моей жизни инструментом для этого является стрит-арт. И что я могу сделать, я делаю», — говорил Паша 183 в одном из интервью.
Мировую известность Паша 183 получил в 2012 году благодаря публикациям в ряде зарубежных изданий (The Guardian, The Huffington Post, The Telegraph). Именно тогда его окрестили «русским Бэнкси». Работы, созданные Пашей 183 вне улиц находятся в частных собраниях в Москве, Санкт-Петербурге, Париже и Лондоне.