Люди — это фантастически успешный вид млекопитающих. Мы достигли огромной численности, заселили все мыслимые и немыслимые места обитания (даже Норильск), изобрели земледелие, двигатель внутреннего сгорания и игру в покемонов. Все это стало возможным благодаря способности обмениваться информацией с соплеменниками и накапливать ее из поколения в поколение, то есть благодаря нашему умению говорить.
Более того, мы не только без проблем овладеваем родным языком в раннем детстве, но даже способны осваивать чужие языки, будучи взрослыми. Эти два процесса весьма заметно отличаются друг от друга с точки зрения работы мозга, и оба служат предметом неугасающего интереса нейробиологов, равно как и ученых других специальностей.
Как младенец настраивается на родную речь, и мешает ли этот процесс в дальнейшем освоению других языков? Есть ли разница между обучением иностранному языку подростка и взрослого, а если да, то в чью пользу? Ответ на эти вопросы, а также краткий обзор недавних исследований — в лекции Аси Казанцевой, нейробиолога по образованию, научного журналиста по профессии и лауреата премии «Просветитель».
О лекторе:
Ася Казанцева — научный журналист, автор двух бестселлеров «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости!» и «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов». Лауреат премии «Просветитель» — главной в России награды за научно-популярную литературу. Ася Казанцева окончила кафедру высшей нервной деятельности биофака СПбГУ, в настоящий момент она изучает когнитивную нейробиологию в НИУ ВШЭ.