Антонио Вивальди. Времена года
Астор Пьяццолла. Времена года в Буэнос-Айресе
Эрмитаж-квартет: Сандра Шиндер (скрипка), Андрей Новодран (скрипка), лауреат международного и всероссийского конкурсов Дмитрий Якубовский (альт), Лауреат международного и всероссийского конкурсов Аркадий Корольков (виолончель).
Режиссер – заслуженный артист России Виталий Гордиенко
Уже традиционными в Смольном соборе стали концерты, в которых объединяются музыка и живопись. Популярнейший цикл из четырех концертов Антонио Вивальди «Времена года» и «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы прозвучат в исполнении ансамбля «Эрмитаж-квартет», а главный режиссер Смольного собора Виталий Гордиенко представит видеоряд из картин знаменитых художников.
История музыки знает несколько интерпретаций темы времён года. Среди них и всемирно известные сочинения Антонио Вивальди и Астора Пьяццоллы. Композиторов разделяют два с половиной столетия, однако творчески их объединяет яркое новаторство и неистовая страстность. Предстоящий концерт оставит неизгладимое впечатление оригинальным сочетанием барокко и модерна, а главное – космическим содержанием произведений.
Антонио Вивальди (1678 – 1741) – выдающийся представитель итальянской культуры, один из самых своеобразных музыкантов эпохи барокко. Чрезвычайно деятельная натура, Вивальди – композитор, скрипач-виртуоз, дирижер, педагог – поражал современников разносторонностью своих интересов. Композитор творил с феноменальной быстротой и любил повторять, что сможет сочинить концерт со всеми его партиями быстрее, чем переписчик сумеет его переписать… Большую часть жизни Вивальди прожил в Венеции. В течение 36 лет он преподавал в женской консерватории (консерваториями тогда называли сиротские приюты) Ospitale della Pieta, где руководил оркестром, играя в нем сольную партию скрипки. Именно для этого женского оркестра, прославившегося высоким уровнем исполнения, Вивальди написал почти все свои концерты (общее число их достигает 500).
Цикл «Времена года» объединяет 4 концерта, каждому концерту предпослана литературная программа – небольшое стихотворение в форме сонета. Имя автора сонетов в изданиях «Времен года» не указано; предполагают, что автором был сам Вивальди.
В музыке цикла композитор стремился прежде всего выразить свое лирическое восприятие окружающего мира. Настроения, вызываемые созерцанием картин природы и сельского быта, воплощены в экспрессивных мелодических образах. В использовании виртуозных, динамических, тембровых возможностей оркестра и солирующей скрипки, в смелых, порой «современно» звучащих гармониях сказывается присущая Вивальди неистощимая изобретательность и богатство творческой фантазии.
«Времена года» Вивальди – один из своеобразнейших памятников великой эпохи в истории музыкального искусства. В этой свежей, колоритной, жизнерадостной музыке гениально предвосхищены принципы программного симфонизма, которые сто лет спустя воплотились в «Пасторальной симфонии» Бетховена и в произведениях композиторов-романтиков.
Астор Пьяццолла (1921 — 1992) — аргентинский музыкант и композитор итальянского происхождения, чьи сочинения в корне перевернули традиционное танго, представив его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Родоначальник стиля, получившего название нуэво танго (nuevo tango). Пьяццолла также известен как виртуозный мастер игры на бандонеоне. Он оставил огромное творческое наследие – около 1000 произведений. И почти все сыграл сам со своими музыкантами. Помимо своей собственной группы он записывался с джазовыми и классическими музыкантами.
Астор Пьяццолла не стал делать транскрипцию полюбившегося ему произведения Вивальди, а создал его аналог.
«Времена года в Буэнос-Айресе» – это четыре танго: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Эта музыка уже давно расслышана нашей публикой и возведена в разряд таких хитов, на которые приходят ради самого названия. Но Пьяццолла, несмотря на амплуа композитора лёгкого жанра, никогда не писал музыки, лёгкой для исполнения. Своеобразие его ритмов – это отражение и воплощение композиторского ощущения движения времени.
В отличие от Вивальди, цикл Пьяццолы начинается не с «Весны», а с «Осени», вероятно, потому, что в южном полушарии, где расположена Аргентина, всё наоборот: когда в Италии весна, в Буэнос-Айресе стоит осень.
Композитор смело сочетает латиноамериканские и джазовые мотивы с классической музыкой. Итальянские корни Пьяццоллы ярко проявились в цикле «Времена года в Буэнос-Айресе», но периодически возникающая тема вивальдиевской «Грозы» свидетельствует не о простом подражании, а о преемственности, переведённой на современный музыкальный язык.