27 января в памятный День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Симфонический оркестр Ленинградской области исполнит Симфонию No 7 («Ленинградскую») Д.Д. Шостаковича.
«27 января - 77-я годовщина полного освобождения Ленинграда от блокады. Кто-то скажет, эта дата не круглая и есть и другие даты, но для поколения людей, живущих в Ленинграде, в Петербурге, живущих в истории этого города, дышащих ею, изучающих её, каждое 27 января – это ленинградский День Победы. Хорошо, что у нас есть ещё одна очень важная точка памяти – это святая музыка, как вечный памятник суровым дням блокады, – Симфония No 7 Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, симфония «Ленинградская», безусловно, известная во всем мире, почитаемая, играемая, подвергаемая самым различным исследованиям. Сегодня многие знают, что частично, симфония эта писалась ещё до войны, но то, каким духом пронизана эта музыка, то, какое значение имело её исполнение в осаждённом городе в Ленинградской филармонии измождённым оркестром под управлением Карла Элиасберга – это событие невозможно никак и никакими историческими анализами перечеркнуть. Перечеркнуть его важность, цельность, ценность. Поэтому 27 января Государственный симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический» исполнит целиком всю Симфонию в Таврическом дворце. Мы исполним её в память о погубленных жизнях, искалеченных судьбах, павших героях и тех, кто до сих пор живёт и несёт историю в завтрашний день, в будущие поколения, потому что эта музыка – это и есть история, в которой каждый аккорд, каждая нота глубоко прочувствована композитором и музыкантами, которые её интерпретировали на протяжении десятилетий», - подчеркнул важность исполнения Седьмой симфонии Михаил Голиков.
Во время войны жизнь всех ленинградцев, а вместе с ними и композитора Д.Д. Шостаковича резко изменилась, все стали работать на нужды фронта. Дмитрий Дмитриевич рыл окопы, дежурил во время воздушных тревог. Делал аранжировки для концертных бригад, отправлявшихся в действующие части. Он был настоящим композитором-публицистом, и у него стал созревать крупный симфонический замысел о тяжёлых днях оккупации. Первые две части Седьмой симфонии Шостакович написал в Ленинграде буквально на одном дыхании, включив в неё и довоенные наброски. Финал создавал долго и мучительно в эвакуации. Мать и сестра композитора остались в осажденном Ленинграде, пе¬реживавшем самые страшные, голодные и холодные дни. Наконец, работа была закончена в декабре 1941 года.
Ленинградская премьера Седьмой симфонии – это пример мужества и настоящий подвиг музыкантов, ленинградцев и военных. Многих музыкантов собирали по действующим военным частям, многих пришлось положить в больницу, потому что они не в силах были не только играть, но даже добраться в филармонию на репетиции. В день исполнения симфонии все артиллерийские силы осажденного города были брошены на подавление огневых точек врага: ничто не должно было помешать зна¬менательной премьере. А зал филармонии был полон истощёнными людьми. Динамики разносили музыку по городу, и все ленинградцы, замерев, слушали музыку, посвящённую им.
Седьмая симфония стала символом мужества непокорённого города и великим произведением. Общественность всего мира восприняла исполнение Седьмой как со-бытие огромной важности. Оркестры всего мира боролись за право исполнить её, и она входит в репертуар лучших оркестров всего земного шара и сегодня.