Хоссейни – Abkenari для ансамбля
Зобнин – Gnat для ансамбля
Камареро – Reverso II для ансамбля
Панизелло – Три пьесы для ансамбля
Адлер – Colors of Dust для инструментального квинтета
Каспаров –"5 фотографий невидимого" (Камерная симфония № 5) для шести музыкантов
Радвилович – L’éclat des ténèbres [Сияние тьмы] камерная кантата
Елена Иготти (меццо-сопрано)
Ансамбль «Звуковые пути»
Дирижеры – Максим Вальков и Фабиан Панизелло (Испания)
Фестиваль «Звуковые пути» празднует в этом году своё двадцатипятилетие. За прошедшие годы он завоевал признание, сформировал свою публику, в том числе, специально приезжающую в ноябрьский Петербург, вписался в мировой контекст как лаборатория современного искусства, значительно расширил географию композиторов и исполнителей.
Четверть века – повод подвести итоги. И они радуют. За это время «Звуковые пути», будучи первым авангардным фестивалем на – тогда еще – советском пространстве, воспитал не только несколько поколений слушателей, исполнителей и композиторов, но стал импульсом для создания новых ансамблей, новых фестивалей, новой музыки. Из 82-х сочинений, представленных на нынешнем фестивале – 16 мировых и 8 российских премьер. 15 опусов написано специально для «Звуковых путей». Примечательно, что это в основном премьеры авторов среднего поколения. Молодые композиторы России, а они тоже широко представлены в программе, показывают на «Звуковых путях» сочинения, уже исполнявшиеся в других городах и странах. А значит, новое поколение вполне адаптировано в мировое музыкальное пространство, и в этом тоже есть заслуга фестиваля.
В юбилейный год в нем участвуют российские коллективы – пять петербургских и один московский. Это было бы невозможно представить себе не только 25, но даже еще 10 лет назад. Тогда авангард мастерски играли только западные ансамбли. А сегодня отечественные музыканты свободны в интерпретации современной музыки – они профессиональны, креативны и востребованы. Это постоянные участники фестиваля ансамбль «Звуковые пути», оркестр «Санкт-Петербургская камерная филармония» (дирижер Джеффри Майер, США), Женский хор Музыкального колледжа им. Н.А.Римского-Корсакова (художественный руководитель Сергей Екимов), Московский ансамбль современной музыки и молодежный петербургский МолОт-ансамбль. Впервые на фестивале выступят Концертный хор Университета культуры и искусств и Ансамбль солистов Таврической капеллы под управлением Михаила Голикова.
В программе фестиваля отражены многолетние тенденции его художественной политики. Это, в том числе, и традиционные специальные проекты, привлекающие особенное внимание аудитории. Один из них – «Картинки с выставки», для которого восемь композиторов написали музыку по картинам восьми художников: в зале Фонда Михаила Шемякина можно будет и услышать новые опусы, и увидеть картины – они проецируются во время исполнения на экране. Другой проект – это столь обсуждаемый сегодня «Русский вопрос»: сочинения, в том числе таких мэтров, как Щедрин, Тищенко, Слонимский, дает на них простой ответ – давайте вместе слушать хорошую русскую музыку, а звучать она будет в евангелическом соборе святых Петра и Павла.
Не обошелся юбилейный фестиваль и без уже привычного пятичасового концерта-марафона в Доме композиторов, который откроется часовым блоком, посвященным современной американской музыке, а завершится любопытнейшим концертом итальянского пианиста Марко Джованетти «Четыре стихии».
На «Звуковых путях» прозвучит музыка 69-и композиторов из России, США, Германии, Испании, Израиля, Польши, Ирана, Азербайджана – от классиков ХХ века Лютославского, Лигети, Берио, Пярта до совсем молодых авторов, еще студентов консерватории. Они активно ищут свой путь в современном музыкальном мире, и фестиваль всегда готов поддержать молодых.