Премьера романтического балета «Жизель» впервые состоялась в 1841 году на сцене Парижской оперы. Легенда о вилисах – девушках, не переживших измену возлюбленных и умерших до свадьбы, а затем превратившихся в дев-духов, мстительных и безжалостных, была опоэтизирована Генрихом Гейне.
С легкой руки либреттистов Жюля-Анри Вернуа де Сен-Жоржа и Теофиля Готье эта легенда легла в основу балета на музыку Адольфа Адана, созданного хореографами Жаном Коралли и Жюлем Перро. Премьера «Жизели» имела ошеломляющий успех. Ею тотчас заинтересовались все ведущие балетные сцены Европы. С тех пор и по сей день этот балет не сходит с мировой балетной сцены.
В чем же секрет неослабевающего интереса к «Жизели»? Как удалось творению эпохи балетного романтизма пережить два столетия и перешагнуть в XXI век, оставаясь неизменно популярным?
Быть может, дело в глубине и силе любви главного автора «Жизели» хореографа Жюля Перро к его обожаемой жене и лучшей ученице – Карлотте Гризи, для которой он и сочинил этот балет? Быть может, именно поэтому «Жизель» – плод пламенного таланта и вдохновения Перро – наделена магической силой воздействия, не угасающей со временем?
На петербургской сцене «Жизель» сохраняется в редакции Мариуса Петипа, первого балетмейстера Императорского Мариинского театра во второй половине XIX века. В этой же редакции спектакль идет и в Театре балета имени Якобсона.