«Саламбо» – оперный замысел, над воплощением которого Модест Мусоргский упорно работал с 1863 по 1866 год. Опера сочинялась практически независимо от «Могучей кучки» и М.А. Балакирева, который в эти годы был музыкальным наставником Мусоргского. По свидетельству Н.А. Римского-Корсакова композитор изредка показывал в кружке отрывки из «Саламбо» и они «вызывали частью величайшее одобрение за красоту своих тем и мыслей, частью жесточайшие порицания за беспорядочность и сумбур».
Скептическое в целом отношение в «Могучей кучке» к первому оперному опыту Мусоргского (характерно, что ни один из законченных даже в партитуре номеров «Саламбо» не был исполнен в концертах Бесплатной музыкальной школы, которой руководил Балакирев), сомнения друзей в его силах, по-видимому, стали главной причиной отказа композитора продолжать работу. Но Мусоргский не отказался от музыкального материала «Саламбо», осознавая его высокую художественную ценность. В последующие годы композитор не раз обращался к музыке оперы как к своего рода музыкальному «запаснику», заимствуя оттуда отдельные темы и более развернутые эпизоды для новых сочинений (среди них – «Борис Годунов», хор «Иисус Навин»).
Источником сюжета оперы стал роман Г. Флобера «Саламбо», русский перевод которого впервые был опубликован в 1863 году. Самостоятельно создавая либретто, Мусоргский не во всем следовал сюжету романа: именно композитор ввел важнейший мотив порабощения ливийцев Карфагеном как причину их восстания (у Флобера причина иная – наемники-ливийцы не получили обещанную плату). «Саламбо» была задумана автором в 4-х действиях, сохранившиеся автографы оперы представляют сочиненную музыку лишь частично: это отдельные номера: «Песня балеарца» из 1-го акта, «Боевая песня ливийцев» (ее традиционно относят к 1-му акту, но по содержанию она должна звучать во 2-м акте), «Хор жриц» из финала оперы; и развернутые сцены: в храме Таниты в Карфагене (2-я картина 2-го действия), «Капище Молоха» (1-я картина 3-го действия), «Подземелье Акрополиса» (1-я картина финала). По некоторым данным, Мусоргский сочинил, но, вероятно, не записал еще несколько сцен, в частности, любовную сцену Мато и Саламбо.
Пожалуй, главное впечатление, которое выносит слушатель, впервые знакомящийся с музыкой «Саламбо», это восхищение – красотой и утонченной поэтичностью лирических эпизодов, размахом и драматическим напряжением массовых сцен (самая яркая из них – жертвоприношение детей Молоху), мощью фигуры Мато. Некоторые страницы оперы (например, начало сцены обряда в храме Таниты и гимн Таните во втором действии, хор жриц в финале) по характеру музыки могут считаться уникальными, не имевшими продолжения в творчестве Мусоргского.
Очевидная ценность музыки «Саламбо» не раз приводила к попыткам придать опере по возможности целостный и даже сценический вид – невзирая на ее неполноту, обширные заимствования ее материала в позднейшие замыслы композитора, а также общепринятое мнение о невозможности завершения сочинения. Большая заслуга в возвращении «Саламбо» в отечественное и мировое музыкальное пространство принадлежит Мариинскому театру. В 1989 году по заказу театра известным петербургским композитором В.Л. Наговициным была создана оркестровая редакция оперы, представившая музыку «Саламбо» в наиболее полном виде (с включением номеров, оркестрованных самим Мусоргским, а также Римским-Корсаковым и В.Я. Шебалиным). В 1991 году по предложению В.А. Гергиева Наговицин расширил редакцию, добавив в нее музыку нескольких «родственных» «Саламбо» произведений Мусоргского (в том числе, романс «Ночь» для характеристики Саламбо). В таком варианте опера впервые была исполнена силами Мариинского театра в том же году на древнеримской арене в испанском городе Мерида.