К сюжету своей новой оперы Бенджамин Бриттен обратился вскоре после завершения «Питера Граймса». Премьера«Поругания Лукреции» состоялась 12 июля 1946 года в Глайндборне под управлением Эрнеста Ансерме. Вскоре опера вошла в репертуар нового коллектива – Английской оперной группы, созданной при участии Бриттена по образцу французской «Труппы пятнадцати», драматургом которой был Андре Обей. Именно его пьеса о Лукреции и Тарквинии легла в основу новой оперы.
Гибель Лукреции стала одной из причин восстания римлян и смены формы правления на республиканскую (характерно, что поднимать народ против Тарквиния-отца в опере собирается тот самый Юниус, который подал Тарквинию-сыну идею отправиться к Лукреции). Но, конечно, Бриттена интересовал не государственный строй Древнего Рима, а совсем иное. Он создал камерную оперу, где всего восемь персонажей. Небольшой оркестр – скорее, ансамбль, в котором каждый инструмент представлен в единственном числе. Среди персонажей есть «Женский хор» и «Мужской хор» – сопрано и тенор, выступающие в роли хора в античном смысле этого слова.