Как сторонник классического построения художественных произведений, с началом, развитием, развязкой и финалом, остался недоволен и ушел еще до антракта. Спектакль Юрия Бутусова по своей структуре похож на КВН. Актеры выбегают, разыгрывают небольшую сценку и убегают, а между их выступлениями проводит лирические отступления бессменный ведущий Бертольд Брехт. Через несколько таких номеров становится понятно, что единой истории рассказано не будет и будет только череда персонажей из разных произведений Брехта, набор отрывочных эмоциональных сценок. Персонажей действительно много и как результат, в угоду массовости теряется их индивидуальная ценность. Чтобы начать сопереживать, нужно погружаться в сюжет постепенно, хотя бы минут 20-30. Здесь же настроиться и сопереживать не можешь, потому что сценки меняются каждые 3 минуты. В спектакле отсутствует основная сюжетная линия. Наверное под ней подразумевается рассказ о жизни Брехта, но подается это опять же отрывочно, как выборка самых драматических моментов, без конкретной цели, без необходимого для любого сюжета основного конфликта. Хочется понимать откуда и куда мы идем в спектакле, понимать границы произведения. Границы, это не только плохо, но и хорошо. Если убрать границы совсем, можно, например, добавить инопланетян, или динозавров. Без границ теряется атмосфера и целостность произведения. Отсутствие единого сюжета лишает спектакль возможности привести зрителя к большим, основательным мыслям и выводам в финале. Эмоции, мысли, чтобы они были сильными, должны нагнетаться и развиваться через весь спектакль и приводить к катарсису в финале. Здесь всего этого нет. Зато есть много мудрствований и патетики в монологах Брехта. Но ведь это самый скучный вариант подачи. Здорово, когда интересные мысли органично вплетаются в диалоги персонажей, когда есть игра и действие, по ходу которых происходят открытия и выводы, будто неожиданные для самих персонажей.
Складывается ощущение, что режиссер не думает о зрителях и делает то, что ему хочется. Зритель приходит в театр с открытым сердцем, доверяет свое восприятие театру и режиссер не имеет морального права не думать о зрителях. В отзывах на спектакли Юрия Бутусова часто используется слово актуальный. Но зачем театру гнаться за актуальностью? Это давно сложившаяся форма искусства и в ней есть определенные правила. Наверное есть какие-то ходы и способы сделать театр актуальнее, но это точно не трансформация спектакля в красочный крикливый хоровод. Если вы сами переросли классический театр и вам хочется сотворить чего-нибудь этакое, не забывайте про обычных зрителей, которые не имеют вашего опыта.
|