Музыкально-историческая драма Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста» получит новое воплощение на сцене Михайловского театра. Над одним из самых сложных произведений русской классики, обозначившим рубеж между оперой XIX и ХХ веков, работают музыкальный руководитель Михаил Татарников, режиссер-постановщик Андрей Могучий, художник-постановщик Максим Исаев.
В основу либретто оперы «Царская невеста» легла драма Льва Мея, повествующая о реальной истории женитьбы Ивана Грозного на Марфе Васильевне Собакиной, которая, по легенде, была отравлена завистниками и вскоре после свадьбы скончалась.
Андрей Могучий, известный своими постановками на драматической сцене, в репертуарном оперном театре работает впервые. «Законы психологического театра должны быть соблюдены и в опере, но помимо этих законов здесь есть фундаментальные, по сути, математические законы музыки, которые очень мощно структурируют ситуацию, - говорит постановщик. – Сначала я думал, что простора для интерпретации будет гораздо меньше. То, что при столь жестких структурных особенностях в оперном искусстве есть столько гибкости и возможностей для маневра, стало для меня сюрпризом».
По мнению художника-постановщика Максима Исаева, «Царская невеста» - «внятный, вневременной, универсальный сценарий, который хочется ставить». «То, что происходит в конце XVI века, может происходить и сегодня, - считает художник, добавляя, что для художественного решения это принципиально. «Мы отстраняемся от исторической ситуации, делаем вневременную историю о любви и о невозможности любви», - заключает он.
«Музыка Римского-Корсакова – это замечательная инструментовка, яркие оркестровые краски, тембральное богатство, - считает музыкальный руководитель постановки Михаил Татарников. - Я иду от звука; оркестр разделяет со мной радость сочного и красочного звучания - у каждого инструмента есть сольное высказывание или эпизод. Вместе с тем композитор – мастер сюжета, который очень четко выявлен в музыкальной ткани. И здесь я полностью полагаюсь на творческий метод Андрея Могучего, который это чувствует и умеет в каждом исполнителе найти сильные стороны и естественным образом включить его в действие. Буквально с первого контакта с Андреем Могучим и Максимом Исаевым между нами вспыхнула искра энтузиазма - необъяснимо, беспредметно – и очень быстро переросла в настоящий творческий союз».