Музейный некрополь занимает северную часть Волковского православного кладбища, где находится церковь Воскресения Христова, сооруженная в начале 1780-х гг. На "Литераторских мостках": около 500 надгробных памятников. представляющих значительный исторический и художественный интерес. Одним из первых известных литераторов, похороненных здесь, был А.Н.Радищев (†1802).
Волковское православное кладбище - одно из самых красивых в городе. Оно соседствует с некрополем Литераторские мостки, в котором еще с дореволюционных...
Название "Литераторские мосты" появилось благодаря тому, что здесь в северной части Волковского кладбища между могилами часто настилали мостки из-за...
Великодушно теплый прием посетителейАтмосфера признания эпох...Приехали на личном транспорте, расположение достаточно удобное.история литераторов всегда ценна и не может быть не интересна нашему поколению
22 ноября 2018 г. 20:556
Следят за порядком.
Оценка
Комментарии посетителей (2)
Ульяна
25 марта 2019 г. 15:56
С мамой посетили церковь Воскресения Христова, которая находится во Фрунзенском районе СПБ. Погода была на удивление солнечная и мы решили посетить Музей-некрополь Литераторские мостки и почтить память усопших и погребенных на Волковском кладбище. Место по истине историческое и великое.
Выйдя из метро Волковская, я перешёл мимо светофора Волковский проспект и повернув направо по скверу дошёл до первого Волковского мостика, а за мостиком меня окружили могилы Волковского кладбища. Дойдя до здания администрации, я почтил память погибшим у обелиска на кладбище. Выйдя из кладбища через сто метров вошёл в пантеон русской литературы и искусства "Литераторские мостки". своим посещением я почтил всех тех, кто там нашёл своё последнее пристанище и вспомнил их вклад в литературу и искусство.
Сегодня – день рождения Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (05.11.1878-15.02.1939), он родился 5 ноября 1878 года. Наверняка многие видели, что на постаменте памятника художнику высечено имя его жены, Марии Федоровны. Когда и как появились эти слова на памятнике? Вот что вспоминает об этом дочь К. С. Петрова-Водкина, Елена Кузьминична Дунаева:
«Целую неделю я добивалась разрешения похоронить маму вместе с отцом на Литераторских мостках Волкова кладбища, но получила отказ от ленинградских властей, несмотря на все обращения и просьбы. Не помогло даже ходатайство председателя Союза художников (ЛОССХа) Михаила Константиновича Аникушина. В дальнейшем я стала хлопотать в Управлении памятников г. Ленинграда о перезахоронении матери рядом с отцом, но позволили мне это сделать только символически, т.е. на правой стороне гранитного куба памятника мужа дали возможность сделать надпись: «Петрова-Водкина Мария Жозефина, жена и друг, 1885-1960 гг.» Но это случилось гораздо позже, уже в 80-х годах.
Маму похоронили на старинном Красненьком кладбище в южном ленинградском районе Автово. Было много друзей и художников, пришедших отдать последний поклон жене и другу большого художника – Марии Федоровне Петровой-Водкиной».
02.11.2024 в 13:34
Нам нужны помощники!
28.10.2024 в 10:00
28 октября 1868 года родился театральный художник, стоявший у истоков Ленинградского ТЮЗа – Владимир Иванович Бейер (28.10.1868-29.06.1945). О нем сложно что-то найти в словарях или справочниках, но в книге художника и драматурга Аркадия Минчковского «Повести о моем Ленинграде» можно найти несколько страниц об этом удивительном человеке:
«В период моего отроческого охлаждения к ТЮЗу Владимир Иванович Бейер живо напомнил мне спектакли, виденные в круглом зале на Моховой. Я знал, что автором многих декораций к ним был В. И. Бейер. И вот он сам предстал передо мной в художественной школе в образе быстроногого худощавого старичка с бородой в детскую лопаточку и светлыми глазами на розоватом моложавом лице.
Шалопаи рубежа тридцатых годов, мальчишки, воображавшие себя художниками, мы мало вникали в то, что старательно вталкивал в наши головы этот замечательный человек. И все же я, например, прекрасно запомнил его лекцию по готике. Как просто, с какой ясностью он растолковывал нам ее основы, блистательно рисуя на доске элементы готической архитектуры!
Пролетело чуть ли не три десятилетия. Отодвинулось в прошлое и неизгладимое в памяти время войны. Осуществилась мечта моей легкомысленной юности – я побывал в Париже. Бродил по прохладным залам необъятного Лувра и скромного по сравнению с ним, но более близкого мне Музея импрессионистов. Парижские закопченные мансарды, осенние желто-медные аллеи Люксембургского сада, почернелые камни старых мостов Сены – все казалось мне давно знакомым. Словно уже побывав тут, я узнавал улицы, набережные, бульвары. Такими они и должны были быть. Я знал их по полотнам Писарро, Марке, по фильму Рене Клера.
В те же дни во Франции я попал на родину Флобера в Руан. Ошалевший от величия Руанского собора, стоял я перед ним на маленькой площади и, глядя вверх, на упиравшиеся в небо ажурные башни, вспоминал рассказ об этом чуде древней готики, услышанный в далекой юности от Владимира Ивановича Бейера. Припомнил, как уверенно рисовал он на доске очертания и детали собора. И до того, и позже – в разные годы, запоздало сокрушаясь о недостаточности своего художественного образования, я не раз возвращался в мыслях ко времени занятий у Бейера, благодаря которым все же могу отличить нарядный коринфский ордер от завитков ордера ионического.
К середине тридцатых годов, довольно близко познакомившись со многими «тюзянами», как они себя называли, бывая и за кулисами этого театра, и будучи автором декораций в одном из филиалов ТЮЗа, с Владимиром Ивановичем я так лично и не познакомился. Было ему уже под семьдесят, когда быстрой походкой, с папочкой под мышкой, спешил он в сторону Моховой по улице Белинского, этакий Дон-Кихот, надевший пальто и шапку из универмага Ленинградодежды. Небольшая эта улица, от Литейного проспекта до Симеоновского моста у цирка, до войны приметна была изрядным количеством пивнушек и забегаловок, позже вдруг разом исчезнувших. Владимир Иванович, между прочим, спеша в ТЮЗ, успевал нырнуть в дверь одного из этих весьма уютных заведений и вскоре снова появлялся на улице, чуть порозовевший и еще более подвижный.
Происходя из некогда обрусевших петербургских немцев, получивший при крещении имя Владимир-РобертЭрнст, был Бейер человеком по-русски широким и душевным. И достоинства и недостатки имел, свойственные чисто русской натуре. Энтузиаст и бессребреник, сподвижник Брянцева, сам преподававший рисование детям, Бейер неожиданно и удачно нашел себя в театре, умело справляясь с труднейшей задачей декоративного оснащения спектаклей, рождавшихся при полном отсутствии сценической коробки. Воспитанный в Академии художеств еще прошлого века, награжденный медалями за картины на библейские сюжеты, вроде «Исцеления Товия», придя в детский театр, Бейер не только сам нашел совершенно новые пути сценического оформления спектаклей, но и приветствовал приход в ТЮЗ молодых, не связанных ни с какими традициями художников Михаила Григорьева и Моисея Левина. Вместе с Брянцевым Владимир Иванович способствовал их дерзкому новаторству на площадке нового театра.
Бейеру было суждено прожить около восьмидесяти лет, из которых более трети провел он в ТЮЗе на Моховой. Война и обстрел Ленинграда лишили его прежней квартиры. Вернувшись вместе с тюзовским коллективом из эвакуации с Урала, уже одинокий старый художник жил в маленькой комнатке при театре, в которой и скончался, продолжая трудиться до последнего дня».
25.10.2024 в 10:00
Сегодня – день памяти геолога, минералога, петрографа, вулканолога, академика Франца Юльевича Левинсона-Лессинга (09.03.1861-25.10.1939), его не стало 85 лет назад. Он родился в Эстонии, в Дерптском (ныне Тартуском) уезде, где служил его отец, доктор медицины. Через год семья переехала в Санкт-Петербург, где отец получил место ординатора в Мариинской больнице для бедных.
В 1879 г. Ф. Ю. Левинсон-Лессинг с серебряной медалью окончил третью Санкт-Петербургскую классическую гимназию, где проявил особые способности к древним языкам и математике. Он был зачислен на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, через два года вступил в научно-литературное общество, а еще через год его избрали в научный отдел общества по специальности «геология и минералогия».
Реферат «Продукты выветривания и изменение главнейших минералов из группы полевых шпатов, авгитов и роговых обманок», представленный в обществе, был удостоен золотой медали и получил высокую оценку В. В. Докучаева.
После этого Левинсон-Лессинг перевелся на естественный факультет университета и под руководством профессора А. А. Иностранцева занимался геологией, а у В. В. Докучаева — минералогией и почвоведением. По окончании обучения он остался при физико-математическом факультете по кафедре минералогии и геологии для подготовки к профессорскому званию.
В 1888 г. Левинсон-Лессинг защитил в Санкт-Петербургском университете диссертацию на тему «Олонецкая диабазовая формация» и был удостоен степени магистра минералогии и геогнозии. На следующий год он начал читать в Дерптском университете лекции по петрографической минералогии, и вскоре был назначен экстраординарным профессором по кафедре минералогии.
Степень доктора минералогии и геогнозии он получил в 1898 г. после защиты в Санкт-Петербургском университете диссертации на тему: «Исследование по теоретической петрографии в связи с изучением изверженных пород центрального Кавказа». В этом же году Левинсон-Лессинг был утвержден ординарным профессором Юрьевского университета (Дерпт тогда был переименован в Юрьев), где с 1893 по 1899 г. исполнял обязанности декана физико-математического факультета.
В мае 1902 г. Ф. Ю. Левинсон-Лессинг был переведен ординарным профессором по кафедре геологии Санкт-Петербургского политехнического института, а спустя четыре года стал деканом металлургического отделения, а также был избран председателем Почвенной комиссии Вольного экономического общества, основанной В. В. Докучаевым и бывшей много лет главным центром почвоведения. На Этом посту Левинсон-Лессинг оставался в течение всего времени существования комиссии вплоть до ее слияния с Докучаевским почвенным комитетом.
Главной своей специальностью Ф. Ю. Левинсон-Лессинг считал петрографию, но его многочисленные научные работы посвящены разным отделам геологии, а также почвоведению, минералогии, кристаллографии, палеонтологии и практической геологии. Он был известен во всём мире благодаря публикациям и докладам – с успехом выступал на международных геологических конгрессах в Вене, Канаде, США и на съездах русских естествоиспытателей.
Кроме Политехнического института он преподавал в Санкт-Петербургском университете, на Высших женских курсах, читал лекции на Высших естественнонаучных курсах, в Педагогической академии, во 2-м Педагогическом институте, в Лесном институте.
Когда в 1917—1918 гг. Докучаевскому центру грозила полная ликвидация, Левинсон-Лессинг инициировал создание в 1918 г. Почвенного отдела Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС) при Академии наук, ставшего впоследствии ядром Почвенного института им. Докучаева – именно Ф. Ю. Левинсон-Лессинг был его первым директором.
1 октября 1919 г. Ф. Ю. Левинсон-Лессинг был арестован. Тогда за него заступились ведущие профессора, и учёный был освобождён.
Зимы 1920 и 1921 гг. были особенно тяжелыми для Петрограда: лютые морозы, почти полное отсутствие топлива, голод (1/4 фунта хлеба на день), люди ослабели и почти все болели цингой. Выход из создавшегося положения предложили советскому правительству 140 крупнейших деятелей науки и культуры Петрограда и среди них Ф. Ю. Левинсон-Лессинг: их посредничество помогло получить займы для закупки продуктов в США и Аргентине и этим спасти голодающий Петроград.
В 1925 году Ф.Ю. Левинсона-Лессинга единогласно избирают действительным членом Академии наук СССР. В разные годы он работал директором Геологического музея и Почвенного института им. В. В. Докучаева АН СССР, руководил академическими экспедициями в Закавказье и в Крыму.
Летом 1930 г. Политехнический институт временно перестал существовать, и последние 9 лет своей жизни Ф. Ю. Левинсон-Лессинг работал в созданном им Петрографическом институте АН СССР, который с 1934 г. носит его имя; организовал и возглавил сначала Азербайджанский, затем Армянский филиалы АН СССР, создал вулканологическую станцию на Камчатке, был председателем комиссии по комплексному изучению Каспийского моря и всю жизнь не прерывал связи с родным Ленинградским университетом: создал первую в стране школу петрографов, а его учебник «Петрография» выдержал несколько переизданий.
Франц Юльевич Левинсон-Лессинг умер на 79-м году жизни в Ленинграде. 4 августа 1949 г. АН СССР учредила в его память Премию им. Ф. Ю. Левинсона-Лессинга за выдающиеся научные работы в области петрографии, присуждаемую 1 раз в З года. В честь Ф.Ю. Левинсона-Лессинга минерал из класса силикатов, открытый в 1929 г., назван «лессингитом». Его имя носят хребет и вулкан Курильских островах, мыс на полуострове Таймыр, вулкан на Камчатке, гора на о. Большевик (Северная Земля), остров в архипелаге Норденшельда. Кроме того, именем Ф. Ю. Левинсона-Лессинга названа одна форма из класса двухстворчатых моллюсков.
23.10.2024 в 10:00
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения дирижёра, народного артиста СССР Арвида Кришевича Янсонса (23.10.1914-21.11.1984).
Впервые известность пришла к нему в 1946 году, когда начинающий дирижер Янсонс в возрасте 32 лет завоевал вторую премию на Всесоюзном смотре молодых дирижеров. Интересно, что он не имел специального дирижерского образования, но будучи первой скрипкой, наблюдал сначала в Лиепайском оперном театре, а затем в Латвийской национальной опере в Риге за работой Эриха Клайбера, Германа Абендрота, Лео Блеха и других дирижеров. Именно Блех давал частные уроки Янсонсу и оказал наибольшее влияние на его становление.
А вот дирижерская карьера Арвида Янсонса началась во многом случайно: однажды в Лиепайской опере заболел дирижер, и Янсонс смог провести оперный спектакль от начала до конца – это было для него лучшей возможностью продемонстрировать свои навыки.
Уже в 1940 году Янсонса пригласили на должность второго дирижера Ленинградской филармонии, где он и проработал до конца жизни, оставаясь одним из неизменных руководителей Академического симфонического оркестра.
Арвид Янсонс работал не только в области симфонической классики, но и сотрудничал с молодыми композиторами – при этом не только знакомил публику с их произведениями, но и оказывал на них существенное влияние. В 1972 г. Янсонс стал профессором Ленинградской консерватории. Однако стоит отметить, что он был по преимуществу практиком дирижерского мастерства, а потому не писал теоретических или исследовательских работ.
Комментарии посетителей (2)