В 1909 году на месте старинного манежа графа Шереметева начал работу «Литейный театр», репертуар которого составляли пьесы Театра ужасов, фарсы, сатиры, пародии. Литейный театр в начале ХХ века служил площадкой для реформаторских опытов Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, М. Фокина, М. Кузмина. С театром сотрудничали Л. Бакст, И. Билибин, Б. Кустодиев - лучшие художники «Мира искусства», а также писатели Ф. Сологуб, Т. Щепкина-Куперник, Н. Тэффи, А. Аверчченко. Название театра постоянно менялось: в 1911-12 - «Мозаика», с 1913 - «Литейный интимный».
После революции здание на Литейном, 51 было временным пристанищем для разных театральных групп. Среди них были и выдающиеся. В 1926 - Передвижной театр под руководством П. Гайдебурова и Н. Скарской, в 1928 - ТРАМ. В творческой жизни этого театра активно участвовал молодой ленинградский композитор Д. Шостакович. В 1932-37 в здании работал театр ЛОСПС под руководством А. Винера. Во время войны театр был частично разрушен, и не принимал зрителя почти десять лет.
В 40-е годы правительством Ленинградской области было создано два театра - Ленинградский областной Гастрольный и Ленинградский областной драматический. Первым руководил А. Винер, вторым - Г. Гуревич. В 1956 году эти театры обрели стационар на Литейном, 51. В 1963 году два театра объединились в «Театр драмы и комедии», главным режиссером назначили Г. Гуревича. Главным художником стал Э. Кочергин. Время, называемое «оттепелью», дало возможность появления и проявления многих выдающихся творцов. Заметным событием стали спектакли Е. Шифферса, выпущенные в «Театре драмы и комедии». Власти их запретили, но ситуация в культуре начала меняться.
Новый главный режиссер театра Я. Хамармер чувствовал время и общество. Он пригласил на постановки К. Гинкаса, Л. Додина, Е. Падве, Г. Яновскую. Некоторые их спектакли сокращали, некоторые запрещали, некоторые оставались в репертуаре долгое время. Но главная цель была достигнута - молодые режиссеры имели возможность работать и развиваться.
В 1991 году на петербургских афишах появилось новое название - Театр «На Литейном», а главный режиссер Г. Тростянецкий выпустил легендарный спектакль «Скупой» по Мольеру. Должность главного художника театра занял В. Фирер.
С 1997 по 2012 год художественным руководителем театра являлся А. Гетман. Этот период период ознаменован активным привлеченим в театр ярких представителей петербургской режиссуры - А. Галибина, Г. Козлова, Г. Дитятковского, А. Праудина, В. Пази, А. Прикотенко, О. Куликова, Р. Смирнова. Продолжая традиции, А. Гетман искал талантливых молодых постановщиков и художников. В 2002 году начала работу «Мастерская Театра «На Литейном», в рамках которой они могли пробовать свои силы.
Спектакли театра неоднократно участвовали во многих театральных фестивалях: «Ольштынские театральные встречи» (Польша, 2000, 2001), «Русские сезоны» (Финляндия, 2003), Международный фестиваль «Divadlo» (Чехия, 2003), «Seoul Performing Arts Festival» (Южная Корея, 2003), SETT (Германия, 2004), XIII Русский фестиваль искусств в Марселе (Франция, 2008) и многие другие.
Театр «На Литейном» отмечен Государственной премией РФ («Лес», постановка - Г. Козлова, 2000), премиями «Золотая маска» (1998, 2001, 2003) и «Золотой софит» (1996, 1999, 2002, 2006, 2008, 2009).
С 2012 по 2014 год главным режиссером театра являлся Игорь Ларин.
C июня 2015 года главный режиссёр театра - Сергей Морозов.
Комментарии посетителей (29)
Если хотите познакомиться с театром через какую-нибудь фирменную постановку, то смело идите на "Пиковую даму". От себя посоветую попасть на состав, где роль одной из графинь играет Елена Ложкина, а роль Лизы - Вероника Дмитриева. Кстати, в ближайшие недели будет сразу 2 сеанса, один в марте и один в апреле 2019.
спектакль хорош. спасибо
Сложную и драматичную историю превратили в глупый каламбур - абсолютно нелепый персонаж Управляющего, монологи Матери, Отца и Сестры выглядят совершенно неправдоподобно, сам Франц выглядит просто странным и непонятным парнем, который по непонятным причинам не может поладить с реальностью, все его сложные переживания остались за кадром. Служанка и слесарь со своими шутками, сцена о связи Управляющего с Сестрой - всё это выглядит пошло, глупо и не к месту
Лучше бы вы не ставили этого спектакля и оставили Кафку в покое
Нас мучило, что случилось, в чём дело? И наконец, мы поняли, что поздний Тростянецкий, это поздний Михалков! Здесь не творчество – здесь освоение бабла.
Абсолютно не к месту музыкальные зонги, про клубничку вообще шедевр! Бредовые тексты, про парфюм и голову в воду. Дебильный монолог ОТЦА, непонятный идиотский пролог, шутки управляющего – вы, что создатели спектакля вообще нас зрителей не уважаете? Вы считаете, что достаточно показать, что между ног у красивой актрисы, а другую, раздеть под пенюаром, и спектакль готов? Где литчасть театра? Вы хотя бы читаете, что пишет Тростянецкий? Это бред сивой кобылы.
Большего барахла не видели никогда. Когда вышел на сцену Тростянецкий, больше всего хотелось запустить ему в шнобель тухлым яйцом. Потерянные время и деньги. Скукотища и одновременно претенциозность.
Также были до этого на Пеппи Длинный Чулок" с Полиной Вороновой в роли Пеппи. Игра потрясающая.
В конце обоих спектаклей было отличное настроение и огромное желание ещё раз посетить и самой, и с ребёнком этот театр.
НО! Всё впечатление стёрли работницы зала. Хамоватые, нагловатые, настырные, бестактные. Откровенно выгоняли и детей и взрослых из зала. Настроение было испорчено очень сильно. Их мотивация "нам надо готовить зал к следующему спектаклю" даёт понять посетителям детского спектакля, что им здесь не особенно и рады, что их терпят.
Было бы не плохо, если бы руководство театра обратило на это внимание.
Весело, со вкусом. Актеры получают удовольствие от игры и это передается зрителям. Пушкину было бы приятно увидеть спектакль таким.