16763
Климат, гражданство и права инвалидов: в чем виноваты Ван Гог и Да Винчи, или топ покушений на музейные ценности
Томатный суп с «Подсолнухами» Ван Гога: экоактивисты прорвались в лондонскую галерею
14 октября 2022 года две активистки организации Just Stop Oil облили томатным супом картину «Подсолнухи» Винсента Ван Гога, которая находится в Национальной галерее Лондона. Редакция Peterburg2 вспоминает наделавшие шума случаи вандализма в музеях.
Сперва девушки облили полотно стоимостью более 84 миллионов долларов, а затем приклеили себя к стене. Таким образом активистки выступили за прекращение лицензирования и производства новых видов топлива британским правительством. В посте, который опубликовала организация Just Stop Oil, говорится: «Искусство стоит больше жизни? Больше еды? Больше справедливости?».
Злоумышленницы были арестованы за нанесение ущерба и незаконное проникновение в здание. Сами "Подсолнухи" не пострадали, т.к. находятся за стеклом, однако рама получила небольшие повреждения.
(Источник фото: pixabay)
Это не первый и, видимо, не последний случай музейного вандализма. Такие ситуации происходят с незавидной регулярностью.
Например, совсем недавно, 29 мая 2022 года в Лувре произошло очередное покушение на «Джоконду» Леонардо да Винчи. Молодой человек притворился бабушкой – надел парик и сел в инвалидное кресло, а затем подошел к картине и бросил в нее торт. Таким экстравагантным способом парень хотел привлечь внимание к проблемам изменения климата: «Подумайте о Земле! Есть люди, которые разрушают ее. Все художники думают об этом. Вот почему я это сделал». По данным очевидцев, сперва он попытался разбить защитное стекло и разбросал вокруг лепестки роз.
Подобные поступки многих приводят в недоумение, поскольку связь между покушением на известные мировые шедевры и высказываниями о климате не очевидна. Тем не менее, ситуация уже тиражируется в СМИ и наверняка о ней будут вспоминать.
Мы решили вспомнить громкие покушения на музейные ценности, случавшиеся в России и других странах.
Бедная Лиза
(Источник фото: pixabay.ru)
Все-таки, начнем с нее. На самом деле, «Джоконда» Леонардо да Винчи долгое время не считалась культурным феноменом, а самой известной картиной мира она стала лишь в середине XIX века. В это время французская культура обратилась к Ренессансу, и тогда «Мона Лиза» стала культовой. За долгую жизнь картины с ней случилось всего одно похищение, а вот повреждений или покушений было достаточно.
Произведение похитил в 1911 году работник Лувра Виченцо Перуджа – он спрятал картину в пальто, вышел с работы и два года хранил ее у себя дома. При этом у него был патриотический мотив: он был убежден, что «Джоконда» должна храниться в итальянском музее. И отдал ее флорентийскому музею, где она выставлялась в течение двух недель. Работу быстро вернули в родные луврские пенаты, а похитителю пришлось отсидеть полгода в тюрьме. Зато с тех пор работа стала местом притяжения туристов со всех уголков земли – вне зависимости от того, разбираются ли они в искусстве или нет.
А что по повреждениям? Их было предостаточно. Первые два произошли в 1956 году. Сперва посетитель облил картину кислотой и повредил ее нижнюю часть. Немногим позже молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в «Джоконду» камень и повредил слой краски у локтя. Из-за этих происшествий картину поместили под защитное стекло, что обезопасило ее от дальнейших атак униженных и оскорбленных.
В 1974 году «Джоконда» выставлялась в Токио, где на нее попытались распылить красную краску из баллончика. Это сделала женщина, недовольная политикой музея в отношении инвалидов – так она придала огласке то, что им запретили посещение выставки для увеличения пропускной способности зала. Следующие 35 лет для мирового достояния прошли довольно спокойно, пока не появилась русская женщина. В апреле 2009 году в стекло, за которым пряталась «Джоконда», прилетела глиняная чашка, купленная в музейном сувенирном. Мотивы покушения на этот раз имели личный характер: россиянка расстроилась из-за того, что ей отказали в получении французского гражданства. Ну, и о последнем (на данный момент) случае мы уже рассказали ранее.
Непросто быть «Моной Лизой»: с тобой то пытаются свести личные счеты, то используют как трибуну для общественно важных заявлений – не позавидуешь мадам. Но достается не только ей.
Перестаньте оскорбляться
(Источник фото: Википедия)
Четыре года назад, в мае 2018-го, пьяный мужчина напал на беззащитных «Ивана Грозного и его сына Ивана» работы Ильи Репина. Вредитель прорвался в зал за несколько минут до закрытия Третьяковки, схватил металлическую стойку ограждения и сделал несколько ударов по картине. Стекло, за которым она находилась, разбилось, а само полотно прорвалось в трех местах. Лица и руки фигур не пострадали, но авторская художественная рама и части тела царевича были повреждены. Мужчина был осужден на 2,5 года, сам он объяснил свои действия тем, что сюжет картины исторически недостоверен и оскорбляет чувства верующих.
Сейчас работа все еще находится на реставрации, но в начале 2023 года ее планируют вернуть на ее законное место, но уже в специальной капсуле. Кстати, картина пострадала не впервые: в 1913 году ее порезал ножом старообрядец Абрам Балашов. В момент преступления он кричал «Довольно крови!». Тогда Илья Репин сам принимал участие в реставрации совместно с реставраторами Дмитрием Богословским и Игорем Грабарем.
Не старик, но разбойник
(Источник фото: Википедия)
Не прошло и года после скандала Иваном Грозным, как внимание просвещенной аудитории обратилось к судьбе картины Архипа Куинджи «Ай Петри. Крым», похищенной с временной выставки в Третьяковской галерее в день рождения художника.
Мужчина среди бела дня зашел в зал, полный посетителей, под видом сотрудника снял картину со стены, вынул из рамы, вышел и уехал на автомобиле. Практически как в советском фильме «Старики-разбойники» с Никулиным и Евстигнеевым! Благо, злоумышленника быстро нашли, а картину вернули на родину – в Русский музей. Реставраторы обнаружили на ней несколько царапин, сейчас ведутся работы по их устранению.
Строим глазки
(Источник фото: Ельцин Центр)
В декабре 2021 года в екатеринбургском «Ельцин Центре» картине стоимостью 75 миллионов рублей из коллекции Третьяковской галереи ручкой пририсовали глаза. Пострадало полотно «Три фигуры» ученицы Малевича Анны Лепорской. Сперва полиция отказалась возбуждать уголовное дело из-за незначительности ущерба, однако искусствоведы сообщили, что повреждения довольно критичны, ведь грифель и шарик могут продавить красочный слой, что почти невозможно устранить. Огласку ситуация получила лишь в январе, после новогодних праздников, но личность вандала была неизвестна. В феврале 2022-го музей сделал заявление о том, что глазки нарисовал охранник, который так и не понял, что плохого он сделал.
Выше мы рассказали о вполне осознанных покушениях на произведения искусства. Но, представьте себе, они могут быть и неосознанными. В таких ситуациях остается только посочувствовать горе-вредителям и реставраторам, на долю которых выпадает кропотливый труд.
Держите себя в руках
(Источник фото: unsplash.com)
Январский день 2010 года надолго запомнился музею искусств Метрополитен в Нью-Йорке. В этот день проходили занятия группы дополнительного образования, и одна из посетительниц внезапно потеряла равновесие и упала... прямо на картину «Актер» работы Пабло Пикассо. Женщина не пострадала, а вот полотно – очень даже, в его нижней части образовался разрыв в 15 сантиметров. Работа оценивается примерно в 130 миллионов долларов, но женщина не была наказана.
Завязывайте с посещением музея... и шнурки не забывайте
Еще один несчастный случай произошел в кембриджском музее Фицуильяма в 2006 году. До этого частью его постоянной экспозиции были три вазы китайской династии Цин – да-да, были. 42-летний Ник Флинн вошел в историю благодаря своим развязавшимся шнуркам: прогуливаясь по музею, он наступил на один из них и попытался ухватиться за что-то устойчивое. А именно – за три вазы, которые мгновенно превратились в 113 осколков. Мужчина тоже не был осужден, но появляться в музее ему все-таки запретили. А вазы удалось восстановить, и они снова радуют посетителей, но уже в защитных футлярах.
А вы точно реставратор?
Этот вопрос никто не задал пенсионерке Сесилии Хименес, которая взялась за реставрацию фрески «Се человек» в храме Милосердия в испанском городе Борха. Она начала работы с благословения настоятеля храма, но, судя по всему, ее портфолио он не проверил. Спустя пару лет после начала реставрации работу увидели реставраторы и ахнули. Оказалось, что у женщины не было знаний в области реставрации фресок, и она просто решила заново покрасить изображение. Профессионалы признали ее работу «худшей реставрацией в истории живописи» - после нее Иисус приобрел сходство с мохнатой обезьяной.
(Источник фото: Википедия)
Фреску хотели вернуть в исходное состояние, но начались протесты, и работу отстояли как яркий образчик примитивизма, похожий на работы Мунка, Гойи и Модильяни. С 2012 году фреска огорожена, к ней проводятся экскурсии за символическую плату. А еще она стала настоящим мемом, теперь называется «Пушистый Иисус» и числится как совместная работа художника XIX века Элиаса Гарсиа Мартинеса и пенсионерки из XXI века Сесилии Хименес.
А что вы думаете про все эти случаи? Поделитесь мнением в комментариях в ВК и Дзене.
Рекомендованы для посещения Петербургом2
Петербуржцам рассказали, когда город украсят к Новому году
Billy's Band, ансамбль «Березка» и Стинг под звездами: куда пойти в Петербурге 1 – 7 ноября
Оригинальный подход: лучшие идеи для небального свидания в Петербурге
На два дня в Петербурге закроют вестибюль станции метро «Горьковская»
Топ-5 необычных экскурсий в Петербурге
В двух районах Петербурга ограничат дорожное движение