9480
"Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса": почему стоит посетить выставку в Музее Фаберже
Знаменитые портреты Амедео Модильяни, в последний раз экспонировавшиеся более 70 лет назад, загадочная двойная картина его возлюбленной, талантливой художницы Жанны Эбютерн, глубокие работы Хаима Сутина, одна из главных картин модерниста Андре Дерена, которую ради выставки в Петербурге отказались представить в Центре Жоржа Помпиду. Экспозиция в Музее Фаберже включает более 120 произведений художников Парижской школы, продолжая серию выставок известных и влиятельных мастеров ХХ века.
Вслед за популярными выставками работ Фриды Кало и Сальвадора Дали, лишь одно упоминание о готовящейся экспозиции "Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса" вызвало большой ажиотаж. Для тех, кто увлечен искусством это неудивительно - увидеть работы Модильяни в России большая удача. Всего два рисунка художника хранятся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, где большая выставка проходила 10 лет назад. Одна работа Модильяни есть и в нашем городе: в собрании Фонтанного дома - портрет Ахматовой, как напоминание о прекрасной и печальной истории любви художника и поэта.
Выставка в Музее Фаберже представляет часть собрания коллекционера и современника парижской богемы начала XX века – Йонаса Неттера. Неттер был удивительным человеком. Начав интересоваться изобразительным искусством в возрасте 43 лет и будучи не столь богатым, он не просто приобретал работы представителей Парижской школы, но и старался финансировать творчество молодых, неизвестных художников, среди которых были Амедео Модильяни, Хаим Сутин, Морис Утрилло, Андре Дерен и Моисей Кислинг. Естественно, это никак не исключало взаимовыгодного сотрудничества, благодаря которому Неттер и стал обладателем потрясающей коллекции. Известно, что, недооценённый при жизни, Амедео Модильяни на сегодняшний день считается одним из самых дорогих художников в мире. Стоит ли говорить, что коллекция, приехавшая в Петербург, застрахована на сумму около 1 млрд. долларов.
Среди более сотни картин в Музее Фаберже, несмотря на вынесенное на первый план в название выставки имя художника, представлено всего десять работ Модильяни. Однако, это одни из самых значимых полотен, среди которых: "Девочка в голубом", "Портрет Сутина" и портреты Жанны Эбютерн.
Известная "Девочка в голубом" - уникальна тем, что это единственный портрет в полный рост, созданный художником. Еще одна редкая работа на выставке - один из портретов возлюбленной Модильяни, Жанны Эбютерн, выполнен в профиль - совершенно несвойственном для художника ракурсе. Почти в каждом полотне Модильяни скрывается определенная символика, например, взглянув на "Портрет Сутина" можно обратить внимание на его пальцы, расположение которых напоминает об иудейских знаках. Трудно также не заметить, что глаза некоторых портретируемых Модильяни - пустые, у моделей отсутствуют зрачки – это объясняется тем, что художник детально прорисовывал их, только в том случае, когда изображал детей или людей, чья душа чиста и близка ему, тех, в ком художник видел настоящее. Так, четко прорисованные глаза встречаются во всех изображениях Жанны Эбютерн, за исключением одного - того самого портрета Жанны в профиль, который был создан незадолго до смерти художника. Модильяни словно предсказал свою судьбу и поступок Эбютерн, которая, находясь на девятом месяце беременности, покончила с собой, спустя день после смерти любимого.
В Петербург прибыла и картина, созданная самой Жанной Эбютерн, обладающей, по мнению многих искусствоведов, несомненным талантом. Работа Эбютерн является двойной, к сожалению, гостям выставки не удастся в этом убедиться, но с обратной стороны полотна "Адам и Ева" скрывается "Портрет с фортепиано" - таким образом, в одной раме оказалось сразу две картины.
Возможно, такое соседство библейского и обыденного сюжетов вовсе не случайность, а задумка художника, о чем уже невозможно узнать. Посетители выставки в Музее Фаберже смогут увидеть только одну картину, это требование службы безопасности заставило организаторов выставки сделать выбор одной из сторон в пользу "Адама и Евы", которая по их мнению лучше отражает историю любви художников.
Особое место в экспозиции занимают работы Хаима Сутина. Выходец из России обладал сложным характером, отталкивая многих своей мнительностью и замкнутостью, ему удалось получить расположение Модильяни, который в свою очередь способствовал признанию творческого таланта художника, и стать его другом. Сутин, как и многие, жил и работал в нищете, однако стоимость его работ, как и интерес к творчеству, значительно выросли еще при жизни художника. Картины Сутина полностью отражают его нрав – экспрессивные работы раскрывают всю трагичность, мрачность, болезненность, но при этом глубину и искренность, которые есть в мире.
На выставке представлены все жанры, в которых работал Сутин: натюрморты, портреты, пейзажи.
Здесь можно увидеть известное полотно "Туша быка", сюжет которого Сутин повторял с разницей в несколько лет, вдохновляясь наследием Рембрандта и наблюдая за скотобойней, которая находилась недалеко от мастерской, тревожность в портрете "Безумная", натюрморт с селедкой, который художник с терпением создавал, стараясь забыть о ноющем чувстве голода, а также, один из вариантов известной "Красной лестницы в Кань".
Привезли в Петербург картину "Большие купальщицы" Андре Дерена, несмотря на просьбу Центра Жоржа Помпиду предоставить эту работу для проходящей во Франции экспозиции. Куратор выставки "Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса" объясняет свое решение тем, что работа Дерена (долгое время считавшаяся утерянной и обнаруженная лишь в начале 2000-х) является важнейшим произведением искусства модернизма и просто должна была оказаться на время в Петербурге, так как стоит в одном ряду с "Танцем" и "Музыкой" Матисса, которые можно увидеть в Главном штабе.
Коллекция Неттера представлена и живописью Мориса Утрилло. Пейзажи Утрилло совершенно иначе передают тему меланхолии и одиночества. В Музее Фаберже можно увидеть серия работ, относящуюся к лучшему "белому" периоду художника. Здесь же, в совершенном контрасте - насыщенные пейзажи, яркие портреты и обнаженные натуры, созданные художницей Сюзанной Валадон, матерью Утрилло, которая некогда была любимой натурщицей Ренуара, Дега и Тулуз-Лотрека.
В последнем зале выставки - работы еще одного представителя Парижской школы – Моисея Кислинга. Кислинг стал соседом Модильяни по ателье и художников на всю жизнь связала крепкая дружба. Кислинг был душой Монпарнаса, характер художника отображен в его работах – яркие и насыщенные по цветам – портреты, пейзажи, натюрморты. В его творчестве находили что-то близкое Сезанну и Дерену, Шагалу, а чуть позже и Модильяни. Кислинг любил изображать обнаженную натуру, говоря, что этот процесс рождает в нем желание жить, быть счастливым, любить. Чувственная, динамичная манера сделала его одним из самых известных и успешных художников Монпарнаса.
Выставка представляет также работы Мориса Вламенко и других мастеров эпохи, объединенных духом творчества, которым был насыщен Париж начала XX века. Экпозиция будет доступна для посетителей каждый день (без выходных и праздничных дней) до 25 марта.
Выставка "Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса" |
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|
В двух районах Петербурга ограничат дорожное движение
Как «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!» меняет бизнес-коммуникации
Оригинальный подход: лучшие идеи для небального свидания в Петербурге
Петербуржцам рассказали, когда город украсят к Новому году
Топ-5 необычных экскурсий в Петербурге
На два дня в Петербурге закроют вестибюль станции метро «Горьковская»