В течение трёх лет Санкт-Петербургский Независимый Театр «Lusores» работал над циклом спектаклей по древнейшему эпосу человечества «Гильгамеш. О всё познавшем». В результате работы были созданы шесть совершенно разных спектаклей, которые охватывают всю историю шумерского царя Гильгамеша и его побратима Энкиду. Вместе они побеждают чудовище Хумбабу, и небесного быка, но Энкиду гибнет и Гильгамеш совершает путешествие на край света в поисках тайны бессмертия. Как возможно сегодня понять и трактовать этот древний сюжет исследует в своих спектаклях Театр «Lusores».
В процессе работы театр получил специальный приз премии «Золотой Софит» - «За верность замыслу», а первая часть проекта попала в лонг-лист фестиваля «Золотая Маска».
Содержание:
- Гильгамеш 1,2 «Двойники» (Ритуал)
Первые главы шумеро-аккадского эпоса в переводе Семёна Липкина. Гильгамеш - древнейший текст человечества, созданный две тысячи лет до н.э. В нём таятся зёрна всех основных мировых сюжетов. Мы создаём спектакль-ритуал встречи шумерского царя Гильгамеша и его двойника Энкиду.
- Гильгамеш 3,4,5 «Хумбаба» (Лекция)
История о походе древнего героя Гильгамеша и его друга Энкиду рассказана в неожиданном ключе — это спектакль-лекция, изобилующий сведениями о происхождении первой человеческой цивилизации в Междуречье Тигра и Ефрата, об изобретении письменности, о создании первых текстов и изобретениях шумеров. Но сама история уничтожения чудовища Хумбабы, рассказанная в 3, 4 и 5 главах древней книги, столь богата неоднозначными образами, что текст сам выталкивает сюрреалистическое действо, которое постепенно вступает в конфликт с лекцией и неминуемо приводит к театральной катастрофе.
- Гильгамеш 6,7 / «Иштар» (Проекция)
Мир богов, воссозданный как набор виртуальных образов, в которых нет места живому общению и человеческому дыханию. Здесь даже смерть воспринимается как иллюзорная картинка.
- Гильгамеш 8,9,10 «Путешествие» (Плач)
В спектакле рассказывается о кризисе, который пережил Гильгамеш после гибели своего побратима Энкиду. В поисках выхода из тупика Гильгамеш отправляется на край света к фантастическому мудрецу Утнапиштиму. Он надеется познать тайну жизни и смерти. LUSORES понимают это путешествие как путь в глубь себя...
- Гильгамеш 11 «Потоп» (Разговор)
Дело движется к развязке. Гильгамеш приходит на край земли, где встречает вечного человека —- Утнапиштима. Быть может он откроет секрет бессмертия. Но прежде Гильгамеш узнает историю всемирного потопа в её древнейшем изложении. Театр LUSORES продолжает экспериментировать с различными театральными языками. Новый спектакль это распостранённый в современном театре принцип Work in progress.
- Гильгамеш 12 «Познавший» (Речитатив)
В завершающем спектакле Гильгамеш встречает умершего Энкиду, который рассказывает о тайнах загробной жизни. «Познавший» - это итог преодолния театрального в театре. Это уже абсолютное недействие, это статика речетатива, погружение в электронную пульсацию. Это конец.