Спектакль «Третья голова» поставлен по пьесе французского драматурга Марселя Эмэ.
Эмэ во Франции любим и чтим. И мы его знаем тоже. Именно он написал рассказ «Человек, который проходит сквозь стену», который был необычайно популярен в СССР. Кто не смотрел черно-белого немецкого фильма, так же популярного, как и сага о Мистере Питкине, но несомненно более изящного и лирического. (А ведь еще был и французский оригинал с гениальным Бурвилем в главной роли. Но он оказался гораздо скучнее немецкого римейка).
Эмэ — писатель, в произведениях которого удивительна реальна любая фантастика. Критики считают его продолжателем традиций Лафонтена и Шарля Перро. В честь Эмэ на Монмарте названа площадь (он жил неподалеку) и поставлен памятник Жана Марэ, изобразившего своего друга в виде «Человека, который проходит сквозь стену»).Для туристов экскурсия по Монмарту всегда включает в себя не только кафе Амели, но и площадь Марселя Эмэ.
«Третья голова» («La tete des autres», 1952) задумана автором как пьеса сатирическая. Два прокурора, два загадочных женских сердца, двое убийц, двое соседей, и, наконец – Он. Музыкант, певец, артист. С красивым именем Валорэн. Когда пьеса была поставлена в Париже в театре "Ателье" великим режиссером Андре Барсаком в главной роли с Ив Робером (ставшим в последствии не менее знаменитым режиссером кино и поставившим такие шлягеры как "Высокий блондин" и "И слоны бывают неверны"), а затем в 1959 году режиссером Андреем Гончаровым на сцене Московского драматического театра с молодым Валентином Гафтом в роли Валорэна, пьеса имела эффект разорвавшейся бомбы. «Покусивший» на святая святых – на представителей правосудия, Эмэ был подвергнут обструкции. Спектакль с Гафтом прошел более 100 раз при бешеном зрительском успехе и, к сожалению, был снят с репертуара в начале 60-х уже прошлого ХХ века из-за напряжения в отношениях между СССР и Францией.
Когда петербургский режиссер Александр Белинский рассказал Рудольфу Фурманову, что успешная театральная жизнь Валентина Гафта началась с этой роли, он сразу же прочитал эту пьесу, загорелся ею, а в следующих разговорах с Валентином Иосифовичем и родилась идея поставить в театре имени Андрея Миронова спектакль «Третья голова». После пьес Василия Сигарева, идущих сегодня на сцене театра имени А.Миронова, Фурманов настойчиво ищет для своего театра современную пьесу. Пьеса Эмэ оказалось необыкновенно современной.
Актерский состав спектакля впечатляющий — на одной сцене собрались люди с врожденным чувством комического, виртуозы характерности и вместе с тем мастера непревзойденной органики. Костюмы для главной героини подарены театру Модным домом «Татьяна Парфенова», а парики са-лоном «Алла». 20 ноября 2010 года создатели спектакля показали Валентину Гафту первый прогон спектакля, долго и подробного обсуждал с актерами первый исполнитель роли Валорэна вопросы «актерской температуры и темперамента», темпа, решения сцен. Наедине говорили Валорэн С.Дьячкова и Валорэн В.Гафта. Сергея Кузнецова в роли прокурора Майяра Гафт назвал одним из талантливейших актеров, которых он видел за последние годы на современной сцене.
Комедию поставил стопроцентный лирик Юрий Цуркану, для которого чувство смешного органично только тогда когда становится человеческой комедией.