Спектакль «Сон поручика Гвоздева» отличают от других спектаклей черты импровизационного характера. Характер импровизации дает возможность постоянно менять живую структуру спектакля. Можно отметить, что за все время, пока он шел , не было ни одного одинаково зафиксированного.
Неизменной остается тема, идея, главные герои и принцип построения, но с каждым показом менялись и прибавлялись: воспоминания, действующие лица, хореографические номера, переосмысливалась хроника поэтов — главных свидетелей тех времен. Все перечисленное дает возможность развивать и совершенствовать спектакль, сохранять и умножать его живое дыхание. Так, одни из зрителей, приобщаясь к акту сотворчества приходят по несколько раз , чтобы снова увидеть «Сон поручика Гвоздева» и после окончания узнают, когда будет следующий показ.
Спектакль родился в союзе с выставкой-проектом «Белая Гвардия» (графика Александра Лосева, живопись Андрея Ромасюкова). И продолжил свою жизнь как независимое произведение. Так из эскиза стали прорисовываться все новые и новые образы, решения сцен, метафоры.
В разное время, разные артисты приносили свои этюды, дополняя и рождая новые образы. Огромный вклад в спектакль принес артист Василий Нилов, он не понаслышке знал, что такое война, к тому же происхождение и воспитание в дворянской семье очень влияло на его жизнь в эпоху Советского Союза. Каждый артист незаменим в данном спектакле, так как режиссерское решение четко ориентированно на индивидуальность каждого в отдельности. Меняется артист — меняется форма спектакля и в этом его превосходство и достоинство, его условие жизни. В наше время, когда режиссеры перестают мыслить категорией театра, а актеры категорией спектакля (заостряя внимание лишь на своей роли), театр «Минiатюръ» берет на себя право сохранять ответственность перед историей нанашей страны и изучением выбора человека в условиях культурного исторического перелома.