Опера Антонио Сальери „Сначала музыка, потом слова". Можно сказать, что это о закулисной жизни театра. История в произведении представлена небанальная — в условиях крайней спешки, когда нет времени сочинять что-то новое (до премьеры остается всего четыре дня), участники спектакля пытаются подогнать имеющуюся музыку оперы-буфф к тексту оперы-сериа, который на наших глазах и сочиняется. Отсюда и название: „Сначала музыка, потом слова"», — рассказал Юрий Александров.
Император Иосиф II, любивший устраивать состязания между композиторами (как и между либреттистами), к «Увеселительному празднику в честь генерал-губернатора Нидерландов» заказал своим любимцам — А. Сальери и В. А. Моцарту — одноактные комические оперы на одну и ту же тему: театральное закулисье. При этом Моцарт должен был писать оперу на немецкое либретто Готлиба Штефани-младшего, а Сальери — на итальянское либретто Джамбаттисты Касти. Обе пары сложились не случайно: Моцарт со Штефани написал свою единственную на тот момент успешную оперу — «Похищение из сераля» (1782 г.), а плодом содружества Сальери и Касти была написанная в 1785 г. популярнейшая опера-буфф «Пещера Трофония». Как пишет Марио Корти, фактически это было состязание между итальянской комической оперой и немецким зингшпилем.
Пародирование оперы-сериа (итальянской серьёзной оперы), показ закулисных интриг уже в первой трети XVIII века вошли в число обиходных сюжетов оперы-буфф и стали особенно популярны во второй половине столетия, когда опера-сериа переживала очевидный кризис. Одним из наиболее известных сочинений такого рода была «Опера-сериа», написанная учителем Сальери, Ф. Л. Гассманом, в 1769 г. на либретто Р. да Кальцабиджи.