Восемнадцатый век любил соревнования. В 1786 году император Йозеф II. устроил в Вене грандиозный праздник, в который было включено оперное состязание. Двум ведущим венским композиторам - Моцарту и Сальери были одновременно заказаны оперы на комический сюжет, связанный с закулисным миром театра. Для исполнения опер были возведены две сцены и "выписаны" две лучшие труппы того времени: немецкая и итальянская. Оперу Моцарта исполняют на немецком, а Сальери - на итальянском.
В одном конце Оранжереи императорского дворца Шенбрунн ставилась итальянская опера Сальери Prima la musica, poi le parole - Сначала музыку, потом слова, в другом - зингшпиль Моцарта Der Schauspieldirektor ("Директор театра"). Обе оперы сочинены по заказу императора Иосифа II для представления по случаю приема Генерального губернатора австрийских Нидерландов. Опера Сальери была встречена аплодисментами восторженной публики. Опера Моцарта провалилась.
В опере Сальери «Сначала музыка, потом слово» - сюжет сложнее и глубже. К певческому соревнованию двух примадонн добавлена тема извечного спора, что главнее: музыка или слова. Замечательна и музыка Сальери - по музыкальной выразительности он "держит марку" рядом с Моцартом.
Недаром "Сначала музыка, потом слова" на протяжении двух столетий имеет счастливую сценическую судьбу.
Вот так закончилось в жизни реальное состязание Моцарта и Сальери. Но исторический факт соперничества композиторов породил немало слухов. Самый "живучий" из них сделал их имена нарицательными. Моцарту досталась слава лучезарного гения, а Сальери - мрачного завистника. Однако по прошествии времени стало ясно, что оба композитора написали замечательную музыку, живущую по сей день.