Итальянский комедиограф Дарио Фо - мастер крепко сбитых смешных сюжетов. К тому же известная фарсовая пьеса "Случайная смерть анархиста" (перевод Тамары Скуй) не ставилась на московской сцене. Впрочем, ничего сугубо политического зрители здесь не обнаружат, хотя автор все же слегка претендует на некую «социальность». Шутка ли, в фарсовой форме разоблачить полицейские штучки и методы работы с задержанными, которые, как выясняется, вполне интернациональны.
Как в хорошо сделанном детективе, убийство уже произошло. Причины смерти пока неизвестны. И самого погибшего анархиста, которого подозревали в организации террористического акта на вокзале, мы так и не увидим. Про него почти ничего неизвестно, а смерть наступила в результате того, что он то ли выбросился сам, то ли ему кто-то неудачно помог выпрыгнуть из окна. А произошло это в полицейском участке города Милана. Для того, чтобы разобраться в причинно-следственных связях, заведено уголовное дело. А у полиции как всегда много срочной работы, генеральские проверки, журналистские расследования.
За расследование обстоятельств этой загадочной смерти взялся некий господин, которого недавно выпустили... из сумасшедшего дома. Он тоже оказался в участке и так задурил головы всем полицейским, что они сами не понимают, с кем имеют дело. Этот сумасшедший с такой легкостью утверждает, что одновременно является психологом, преподавателем университета, оперным певцом, судьёй и даже... епископом. Тут налицо смена традиционных масок комедии дель арте, которые по замыслу драматурга, вполне уместны в современной повседневной жизни. А если вспомнить, что Дарио Фо считается наследником традиций театра дель арте, баллотировался в мэры Милана (дошел даже до второго тура, но проиграл более удачливому сопернику) и был не чужд черного юмора, то ситуация пьесы окажется вполне узнаваемой. Ведь все забавные коллизии накладываются на реальное и совсем не смешное самоубийство задержанного анархиста.
Сумасшедшего в спектакле блестяще играет Фёдор Добронравов. Именно он, неоднократно меняя костюм, походку и манеру говорить, с поразительной скоростью повышает раскрываемость преступлений. Недаром, критики назвали его «Хлестаковым из Милана». Федор Добронравов меняет "маски" как перчатки. Если он и "Сумасшедший", как означено в программке, то все остальные "разумные" выглядят куда менее адекватно. Добронравов клеит усы, напяливает седой парик, перевязывает глаз, цепляет деревянные ногу и руку, отплясывает и распевает, затевает фарсовый "следственный эксперимент". И потихоньку становится хозяином этого балагана. Полноправным и темпераментным, плясать под дудку которого - одно удовольствие. Как он это делает, и чем всё закончится для представителей миланской полиции в исполнении Олега Кассина, Константина Карасика, Валерий Гурьева, Вадима Завьялова, Сергея Колповского пересказывать сложно. Только несколько бесплатных уроков по орфографии, пунктуации и машинописи они получат.
В спектакле только одна женская роль – юной Журналистки, которую лихо играют Светлана Малюкова и Марина Маняхина. Эта очаровательная мисс по своей напористости и страсти не уступает главному герою. И благодаря ей, наконец, становится понятно, что разобраться в смерти анархиста так никому и не удастся.