Советскому зрителю «Бег» стал широко знаком после фильма Александра Алова и Владимира Наумова, в который не в последнюю очередь мы влюбились из-за блистательных актерских работ М.Ульянова, В.Дворжецкого и Е.Евстигнеева. Режиссеры первые воплотили на экране булгаковский «Бег», однако, и они были связаны круговой советской повинностью. Обязанностью масштабно изобразить борьбу красных и белых, заставив их мчаться по заснеженным просторам России.
Если вы читаете пьесу после фильма, то можете с удивлением заметить, что никаких «настоящих» боев в »Беге» нет. Всё доносится издалека — отзвуками, вальсом, криком конницы. Сценическая история «Бега» не так уж богата. В истории театра особое место занимает спектакль Александринского театра, где Хлудова играл Николай Черкасов. Спектакль был полузапрещенным, критике просто запретили о нем писать. Москве повезло больше. В 70-е годы «Бег» шел одновременно в театре Сатиры (с А.Папановым и С.Мишулиным), в театре им.Еромоловой (со знаменитым Иваном Соловьевым в роли Хлудова) и в театре имени В.Маяковского (с А.Лазаревым, Н.Гундаревой и С.Немоляевой), но в Петербурге после спектакля Л.Вивьена больше не ставился никогда.
Пьеса М.А.Булгакова написана в 1928 году. У нее неколько редакций. Их количество обусловлено желанием автора увидеть свою лучшую пьесу на сцене и учесть абсурдные замечания и придирки рапповской критики. Булгаков писал «Бег» для МХАТа, после грандиозного успеха «Дней Турбиных», и видел в своих героях – конкретных мхатовцев: Хмелева, Тарасову, Прудкина, Яншина. Репетиции останавливались, возобновлялись. Булгаков безуспешно пытался «удовлетворить» претензии и работал над пьесой в течение 10 лет. Последний вариант пьесы, где Хлудов кончает самоубийством, написан в 1937 году. В 1928 году Булгаковым был заключен договор с ленинградским БДТ, но и этой постановке не суждено было осуществиться. Несмотря на заступничество и высокую оценку пьесы М.Горьким, «Бег» был запрещен. Название «Рыцарь Серафимы» — это всё, что осталось в архиве Булгакова от первоначального замысла пьесы, который потом и трансформировался автором в «Бег». Именно на эту пьесу под названием «Рыцарь Серафимы» был заключен первый договор Булгакова с МХАТ, и именно это название выбрал для своего спектакля по пьесе «Бег» театр «Русская антреприза» имени Андрея Миронова.
Театр «Русская антреприза» им.А.Миронова выбрал для постановки вариант, который считается в булгаковедение первым – вариант 1928 года. Название «Рыцарь Серафимы» не менее сущностное, чем «Бег». Это только на первый взгляд образ Серафимы Корзухиной может показаться менее манким. Конечно, не характерная Люська, не колоритнейшие образы генералов Чарноты и Хлудова, не «химик Махров» и даже не грек-Дон Жуан! (в «Беге»» что ни образ – шедевр!). Но для Булгакова и постановщика спектакля Ю.Цуркану именно Серафима – стала олицетворением образа России. Это она выброшена за пределы привычного жизненного уклада. Это она теряется, бежит и ищет опору. Это её предают, за нее воюют, любят до самозабвения, толкают на панель, втаптывают в грязь, спасают и отдают за нее свои жизни. Рыцарь Серафимы – это не только приват-доцент Сергей Голубков. Рыцарем Серафимы в отведенный им час становится каждый – и генерал Чарнота (именно его в тексте пьесы впрямую называют Рыцарем Серафимы, разгромившим ради ее спасения всю контрразведку и за это изгнанным из армии), и генерал Роман Хлудов, и даже Парамон Ильич Корзухин.