Написанная в 1865 г., пьеса была опубликована в январе 1866 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Современной Островскому критикой пьеса была оценена весьма холодно. Её находили или излишне мрачной, или слишком мелодраматичной. Недальновидность критики удивить сегодня уже не может. Но «Пучина» действительно далека от «привычного, традиционного» Островского. «Настоящий Шекспир», - так оценил сегодня пьесу исполнитель главной роль Кисельникова, з.а.России Евгений Баранов.
Впервые «Пучина» была поставлена 8 апреля 1866 года в Москве, в Малом театре. Роли исполняли: Кисельников - Шумский, Боровцев - П.М.Садовский, Васильева 2-я играла Глафиру, а выдающийся комик Живокини - Переяркова. В роли Лизы выступала Гликерия Николаевна Федотова, Неизвестного - Дмитревский. Меньше чем через полгода, 6 мая 1866 года «Пучина» поставили в Александринке, где Боровцева играл друг А.Н.Островского Фёдор Бурдин, Струйская 1-я Лизу, а в роли Кисельникова артист Малышев. Делясь впечатлениями с Островским о первых представлениях спектакля, Бурдин писал так: «Пьеса имела успех, все три раза сбору было за 700 рублей, несмотря на летнее время» (А.Н.Островский и Ф.А.Бурдин, стр.39). Благосклонно к постановке отнеслись и в «Отечественных записках», отметив что постановка «жива, идёт хорошо, трогает за сердце...». Но, как видите, никаких особенных баталий, никакого бешеного успеха. Вскоре «Пучина» и вовсе перестали ставить на сцене - пьеса возбудила в начальстве «громадное неудовольствие» (Ф.Бурдин).
Положение не изменилось и спустя лет сорок.. Листая подшивки Ежегодника императорских театров, вы не найдете и следа «Пучины», меж тем, как «Лес», трилогия о Бальзаминове, «Бесприданница» находились в постоянном репертуаре. Где-то ближе к 1898 году можно насчитать несколько представлений, данных на утренниках. Но на провинциальной сцене пьеса игралась с большим успехом. Ещё бы, всё жизнеустройство, весь быт и мир, в котором живут, рождаются, любят герои Островского - мир российского уклада, человеческих отношений и порядка - оказывается «Пучиной», способной не просто поглотить, но раздавить умного, интеллигентного, чистого душой человека. Из выдающихся спектаклей по пьесе Островского, в театральные анналы вошел спектакль Академического театра драмы им.Пушкина (всё той же Александринки), поставленный В.Кожичем, с А.Борисовым (Кисельниковым), Н.Рашевской (Анной Устиновной), Ю.Толубеевым (Боровцевым), В.Медведевым (Погуляевым) и совсем юной Ниной Мамаевой в роли Лизы Кисельниковой.
Именно память о том спектакле, и побудила год назад Рудольфа Давыдовича Фурманова (в 17-ть лет просидевшим все репетиции спектакля, где играл его старший друг Вадим Медведев) включить в репертуарные планы своего театра эту пьесу. Режиссёр-постановщик был определён сразу, а вот подбор артистов происходил долго, пока не выкристаллизовался той уникальный актёрский ансамбль, который вы видите в сегодняшней программке спектакля.
Перед создателями спектакля стояло много вопросов. Как сыграть сжимающее вокруг героев время, как не впасть в обличение, а показать заразительность, своеобразную гаромонию, обаяние, но при этом не одомашнить пучину. Как настроить нужную тональность, явно близкую к «достоевской» (вплоть до стилистики речи героев), чем к привычной «островской».
В 1892 году великий артист А.П.Ленский поставил «Пучину» на сцене Малого театра со своими учениками. Присутствовавший на спектакле Ленского Антон Павлович Чехов писал:«Пьеса удивительная. Последний акт - это нечно такое, чего бы я и за миллион не написал. Этот акт целая пьеса и, когда я буду иметь свой театр, то буду ставить только этот один акт».