Основоположник жанра классической французской оперетты, Жак Оффенбах сочинил около сотни оперетт на остроумные литературные тексты либреттистов А. Мельяка и Л. Галеви (будущих авторов либретто «Кармен»). «Прекрасная Елена» принадлежит к лучшим из его творений.
Как известно, похитив Елену у царя Менелая, Парис развязал Троянскую войну. Но эпопея великой войны менее всего интересовала Оффенбаха. В музыкальной комедии боги и цари превратились в пародийные (узнаваемые современниками!) образы, подверженные неистребимым человеческим порокам: глупости, жадности, зависти, непомерному тщеславию, властолюбию и сластолюбию. И только любовная тема Париса и Елены получила широкое развитие в красивых ариях, дуэтах, ансамблях, требующих от исполнителей виртуозного владения вокальным мастерством.
Действие спектакля, поставленного Юрием Александровым, пронизывает бурлескный, озорной дух насмешки над человеческими слабостями. «Античные» ситуации воспринимаются удивительно современно, не теряя своей остроты, несмотря на вполне исторический антураж. Перекличка времен – очевидна.