Я имела честь быть на премьере этого спектакля 14.08.2021 и, переполненная впечатлениями от просмотра, спешу о нем рассказать.
Начнем с того, что данный спектакль был премьерой юбилейного сезона для Балтийского дома, как по мне, атмосфера перед началом спектакля была волнующая и праздничная, даже несмотря на коронавирусные ограничения. Зал был полон, что в Балтийком доме бывает не всегда. У меня, как, я думаю, и у всех, были достаточно высокие ожидания.
Отзвенели звонки, погас свет.
Из темноты на сцену вышла, судя по всему, Пенелопа в красном платье и стала дергать за струны, натянутые через всю сцену. На мой вкус, она делала это слишком долго, но что делать -- хороший спектакль не должен развиваться слишком быстро, и зал ожидал. Вслед за девушкой на сцену внезапно выпрыгнула стиральная машина. И столь же внезапно вновь исчезла в полу. На смену исчезающей стиральной машине приехала на велосипеде девушка в чем-то приблизительно похожем на черный спортивный купальник (при всем уважении к современному искусству, я хоть убей не понимаю, зачем раздевать людей до трусов - лучше играть они от этого вряд ли станут). Сцена была неровной и ехала она столь осторожно, что за ее передвижения на велосипеде было даже немного страшно. Девушка приехала и, сделав пару осторожных кругов...уехала в темноту. Описанный перформанс в полнейшем молчании продолжался по ощущениям минут 30 -- я уже всерьез подумала: может, в этом и есть идея, может, весь спектакль будет проводиться в полнейшем молчании? Чувства, видимо, сходные с моим удивлением, испытывала и женщина, сидящая на несколько рядов позади, которая достаточно громко пробурчала, что актерам пора бы начать разговаривать.
Честно говоря, когда актеры (а их было по факту всего 3 или 4) заговорили, лучше не стало. Особенно позабавило то, что при всей нагоняемой экспрессии, весь спектакль имел примерно такую форму: Одиссей декламирует некоторое количество событий, далее демонстрируется авторское видение этих событий.
Спрашивается, неужели нужно так безбожно разделять тексты Гомера и то, что происходит на сцене? Неужели не лучше декламировать текст по мере развития сюжета, а не рассказывать, стоя на сцене 5 минут, о Сцилле и Харибде, а потом показывать трехминутное безумие (мою психику довольно сильно пошатнувшее) в виде компании почти голых мужчин (никто из которых кстати ничего в течение спектакля не сказал, все они только молчаливо передвигались по сцене и, как правило, в трусах), ходящих в пластиковых полупрозрачных трубках, символизирующих кишки Сциллы? Или показывать гигантскую человеческую пятую точку нимфы, из которой вылезают все те же почти голые актеры? Разве можно назвать спектакль хорошим, если я (и, кажется, еще половина зала, которая ушла после первого действия) помню из него только описанные выше вещи?
Я не вижу смысла описывать спектакль целиком, так как лично для меня он не показался целостным - он состоял только из декламирований главного героя и еще парочки, и вот этих потоков экспрессии на зрителя. Ей богу, я даже сюжет восстановить через пару дней не смогла бы, если бы не знала его, только эта выпрыгивающая стиралка в голове бы и осталась. Ах да, и девушка на велосипеде, которая периодически выезжала на сцену и истошно кричала.
Что до игры актеров - на мой вкус, она далека от совершенства. Как я уже говорила, большинство людей на сцене просто молчали, и по факту что-либо декламировало три или четыре человека. Но и те пару раз достаточно очевидно забыли текст, а все остальные моменты это походило не на прочтение благородных классических текстов, а на истошное кривляние, вызванное желанием автора добавить больше экспрессии. Но куда уж больше экспрессии.
Я человек от искусства отнюдь не далекий, и от просмотра этого спектакля у меня возник вопрос. И это вы называете искусством? В чем его смысл? Как этот спектакль дополнил или переосмыслил произведение Гомера? Что вы хотите донести до людей выпрыгивающими стиралками, актерами, раздетыми до трусов, совершающими вульгарные маньячные движения, и визжащей девушкой на велосипеде? Что? Неужели нынешнее искусство так слабо, что единственное его средство привлечь внимание публики - бросить ей в глаза эту ахинею?
В общем, так и хочется сказать, что король то голый.
|