Николай Лесков – гений русской литературы. Однако место Лескова в ее Пантеоне – особняком. Автор «Левши» и «Леди Макбет Мценского уезда» не только создал роман «На ножах», где самым нелестным образом живописал «политических». Лесков – автор потрясающе смешных, блистательных рассказов: «Старый гений», «Путешествие с нигилистом», «Грабеж», «Пугало». Пожалуй, адекватное воплощение Лескова на сцене, редкость. Что помнят отечественные зрители? А вот именно, что только «Левшу» и «Леди Макбет Мценского уезда». По «Левше» в свое время в Ленинграде был отличный музыкальный спектакль Игоря Петровича Владимирова в театре имени Ленсовета, где в свое время играл даже Алексей Петренко. Была «Леди Макбет...» с Натальей Гундаревой в Москве в «Маяковке», которую часто привозили на ленинградские гастроли. По адекватности постижения лесковской стилистики до последнего времени был в Петербурге «Чертогон», так называемый «Вечер рассказа», а по сути подлинный спектакль, объединивший четыре изумительных рассказа Лескова (как раз из этой плеяды «неизвестных рассказов», что и «Грабеж»: «Старый гений», «Путешествие с нигилистом»,«Штопальщик» и «Чертогон») в выдающемся исполнении Алексея Феофанова. Пожалуй, Феофанов был единственным, кто за последнее десятилетие (или десятилетия), так ошеломительно близко к энергетике первоисточника, нес с петербургской сцены лесковское слово.
Юрий Калинин (не петербуржец, человек, которого актер и режиссер Евгений Баранов называет своим учителем по театральному ремеслу) написал по «Грабежу» пьесу, да так ловко, что режиссер спектакля утверждает: «что ее важно точно сыграть и всё. Но к традиционному русскому психологизму мне хочется добавить гротеск. И сделать настоящий актерский праздник на тему: «А хорошо дома-то!».