Спектакль Юрия Александрова - вызов традиционным «гранд»- постановкам этой фундаментальной эпической оперы в академических театрах. Когда-то сам композитор оставил две версии партитуры. Еще две сделал его друг — Н. Римский-Корсаков. По-своему трактовал оркестровку оперы Д. Шостакович. Эта музыкальная драма, которая строится по законам шекспировских хроник, позволяет многообразные осмысления.
Используя первоначальную авторскую редакцию с включением «сцены у фонтана» и Монолога Бориса из 2-й редакции, Александров создал спектакль-метафору, в котором смешал эпохи, акцентируя повторяемость истории. Он последовательно проводит параллели между Смутным временем и сегодняшней Россией, поднимает вечные проблемы «одиночества во власти» и непримиримого конфликта народа и власть имущих. Не ждите увидеть в спектакле Александрова лубочную картинку из русской жизни XVI века, с процессиями красочно одетых бородатых бояр, обитателей монастырей в монашеских рясах и т. д. Как бы ни была одета пестрая толпа «электората», она по-прежнему бесправна и забита, подвержена низменным человеческим страстям. Многолюдные массовые сцены, столь важные в драматургии оперы, обретают особую динамику в условиях небольшого пространства камерного театра.
В оперных героях явно узнаваемы стилизованные персонажи недавней нашей истории - Ростропович с виолончелью в образе Думного дьяка, Ельцин «под шафе» в образе Бориса Годунова. Самозванец – один из честолюбивых современных «выдвиженцев» перманентной политической борьбы.
Пронзительная метафора спектакля - тесный и грязный поезд российской истории, мчащийся «без руля и без ветрил», в никуда, в темноту. На одном из полустанков этой истории остается и Борис со своими детьми…