"Алексей Каренин" - четвертая пьеса драматурга Василия Сигарева, поставленная на сцене театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова. В разное время в театре Миронова шли "Похищение" ("Киднеппинг по-новорусски"), "Гупёшка" и "Детектор лжи". Две последние пьесы по-прежнему в репертуаре и по-прежнему идут с огромным успехом.
Писатель все еще молод. Но в драматических текстах его – удивительное знание и, главное, понимание мира, человека. Система ценностей и координат в его пьесах – та же, что у его старших товарищей: Антона Павловича (Чехова) и Ивана Алексеевича (Бунина). А вот в выборе современных героев – иногда с самого социального дна – Василий Владимирович наследует еще одному гениальному человеку – Алексею Максимовичу (Горькому). Пьесы Сигарева часто смешные, очень. В них блистательные диалоги. И, несмотря на свою остроту, они – нежны. В них всегда звучит отчетливый авторский голос. Немного печальный. Всегда сочувствующий.
Для "Русской антрепризы" Василий Сигарев остается сегодня единственным современным драматургом, чьими языком и образами театр готов говорить со своими зрителями, наравне с Чеховым, Салтыковым-Щедриным или Флобером. Выдающийся литературный талант и открыто-болевое ощущение современного мира, позволяет драматургу в мелком, некрупном, обыденном видеть настоящий душевный человеческий космос.
Есть у Сигарева и так называемые инсценировки, в которых от инсценировок привычных почти что ничего нет. Вы с разбегу вряд ли и обнаружите - где заканчивается автор и начинается Сигарев. Это подлинные авторские пьесы на классические мотивы: "Метель", например. Которые, по его признаниям, он пишет быстро, для кого-то на заказ. А пьесы остаются в вечности. "Алексей Каренин" как раз тот случай. Это не полнометражная инсценировка "Анны Карениной", хотя все главные герои присутствуют. Это взгляд на историю с другой стороны. Глазами Каренина. Но здесь позволим себе процитировать критика Павла Руднева, потому что точнее сказать трудно и не надо:
"Новая пьеса Василия Сигарева – уральского драматурга удачливой судьбы, свирепого характера и феноменальной трудоспособности – это ответственная и гуманитарная игра с культурными мифами русской словесности. Причем, надо сразу оговориться: в ней больше реконструкции, чем деконструкции, характерной для подобных постмодернистских опытов. Меньше игры, больше дела.
Сигарев дает очень точный и тонкий, деликатный и подробный взгляд на мужчину, на сложную жизнь мужского самосознания, на самоощущение мужчины в пароксизмах любовной драмы. Толстовская «Анна Каренина», очень удачно стилизованная, вывернута, но не искажена: это взгляд на проблему адюльтера с точки зрения Алексея Каренина./.../ Мужская драма постепенно, как вода в бассейне, заполняет весь мир пьесы – Каренин одинок, но не самодостаточен. Горе, беспокойство разрастается. Зритель погружается в подпольный, адский мир страдающего мужчины, чьи душевные муки и терзания оказались затушеваны душевными муками Анны.
Человеческая трагедия вообще имеет такое свойство: взгляд художника выделяет одних героев, высветляет их поступки и мысли, в то время как не менее интересные персонажи остаются в тени. Это как посмотреть, как поставить свет в театре. Сигарев переменил угол зрения.