Екатерина Великая подарила Павловск молодому наследнику Павлу и его жене. С конца 18 века Павловский дворцово-павловский ансамбль стал одним из самых масштабных (его площадь - больше 600 гектаров) и красивых в Европе. Ансамбль дворца и парка создавался в течение 50 лет на берегах извилистой реки Славянка. Архитекторы Ч. Камерон, В. Бренна, Д. Кваренги, А. Воронихин, К. Росси, скульпторы М. Козловский, И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Гордеев, Г. Демут-Малиновский.
Формирование коллекций Павловского дворца связано с путешествием владельцев Павловска по Европе в 1781-1782 гг. Посещая мастерские известных мастеров, они приобретали и заказывали картины, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы, привезли большое количество античной скульптуры из Италии, а также получили подарки от королевских дворов Европы.
В музее представлена коллекция русского портрета, живописных и графических видов Павловска. Вновь открыты после многолетней реставрации удивительные по красоте и гармонии Жилые комнаты императрицы Марии Федоровны, отделанные в начале XIX в. архитекторами Кваренги и Воронихиным.
(Источник фото: wctrib.com)
*цены актуальны на сезон 2022/2023
Финские сани выглядят как высокие санки с длинными металлическими полозьями и специальной...
Стало известно, как изменятся цены на вход в парк Павловского музея-заповедника. Об этом рассказала директор ГМЗ Вера Дементьева на пресс-конференции ТАСС...
Отвратительно, судя по пыли, которую поднимаютПриехали в парк в будний день до обеда гуляли. Вход на 1 человека 100 рублей. Приехали подышать свежим воздухом. Дважды по парку по дорожкам с пешеходами проехала машина охраны. Медленно, но это не помешало ей оставить после себя столб пыли. А потом дважды проехала какая то маленькая машинка с двумя людьми, вот она ехала быстро, очень торопились видимо, и наплевать им бвло на сидящих на скамейках людей и проходящих по аллеям, пыли подняли столько, что хотелось их за шиворот с машины снять и поставить рядом с собой, чтоб тоже подышали. Просто ссинство какое то, на что смотрит администрация парка и почему такое разрешено-непонятноУдобно, электричка, автобусРаньше был любимый парк
5 августа 2019 г. 19:5110
Все, чисто и во всем порядок
Оценка
Комментарии посетителей (16)
Мия
6 ноября 2019 г. 15:52
Была здесь летом. По хорошему надо потратить целый день, место достойное. Если кому интересно мой обзор можно посмотреть здесь https://itonga.ru/russia/pavlovsk-muzey-zapovednik/
Большая благодарность и огромное спасибо экскурсоводу Светлане Игоревне Хахалиной, за проведенную экскурсию 4.08.2019г. от группы из города Коломны. Было все необыкновенно и познавательно, низкий вам поклон.
Живем на юге города, так что Пушкин и Павловск нами облюбован, и зимой и летом туда ездим. Сейчас чуть ли не на каждые выходных ездим кататься на лыжах, погода просто великолепная, давно такой снежной зимы не было, так что надо пользоваться моментом. Всем рекомендую. Там очень красиво и не ветрено, потому что деревья загораживают. Хорошие тропы сделаны. Еще и белки вокруг. Отличное погружение в зимний лес, единение с природой полнейшее ощущается. Главное, с собой возьмите термос с чем-нибудь горячим, перекусить, пирожки какие-нибудь и для белочек угощение, они вам точно на дороге встретятся.
Очень любим бывать в Павловске в летний период. Можно долго гулять по парку, лежать на травке, общаться с белками. Ведь они не просто подходят забрать у тебя несколько вкусных орешков, но и могут даже полазить по тебе с целью побыстрее забрать добычу себе. А вообще парк очень ухоженный. Никакого мусора нигде .Как-то прошлым летом были там в облачную погоду, так вообще парк был полупустой. Комфортно. Много красивых фотографий сделали. Знаю, что многие как раз предпочитают зимой туда ездить, поскольку можно покататься на лыжах, подышать свежим морозным воздухом. Кому-то что. Так что парк востребован круглый год.
Такое сказочное описание, и такая откровенная лажа. Ехали именно на выставку, из заявленного - белая ель самый интересный объект.
Хорошо, что сам Павловский парк является произведением искусства, и даже не найдя там заявленных в описании чудес, прогулка удалась на славу)
Ну почему??, снова, замечательный по тематике фестиваль проходит неорганизованно, абсолютно наплевательски по отношению к посетителям, а это ведь гости из всей России?? Ни духа ни стиля....по Питерски. По-своему(((
Я приехала в Санкт-Петербург с юга летом, не прошло и пары дней, как мне посчастливилось оказаться в Павловске. Насколько сильно я была впечетлена этим местом..всю свою жизнь я не была обделена теплой погодой и, как следствие, разного рода растительностью..но здесь, казалось, что краски приобретают другой оттенок, а точнее повышенную контрастность, зелень такая сочная и насыщенная, есть ощущение, что улучшается зрение:) И тут я хотела бы восхититься помимо достопримечательностей и дворца именно лесом, воздухом и атмосферой природы, в которую я попала. Павловск - это огромная территория густого ласа, который кажется почти не тронутым человеком, чем дальше вы уходите от входа в парк, тут можно найти большое количество мест, что-бы уединиться с самим собой и зарядиться природной энергией, может даже помедитировать. Среди животных есть очень много доброжелательных белочек, которых можно кормить орешками и столько же птичек, поэтому, если у вас есть с собой еда, в одиночестве вы не останетесь, а также не забывайте брать с собой спрей от насекомых или они тоже найдут, чем у Вас полакомиться, но, возможно, это лишь моя проблема) Вспоминая это место, очень хочется, чтобы люди, которые читают этот отзыв понимали, как важно, чтобы на нашей планете оставались места, разительно отличающиеся от города и заботились о них. Я верю, что это место притягивает лишь духовноразвитых людей, поэтому, говоря о нем здесь, в душе я очень надеюсь, что не пожалею о том, что рассказываю вам о сокровенном.
Музей-заповедник Пвловск один из моих любимых парков. Приезжаю сюда каждый раз, в разное время года и не перестаю восхищаться природными пейзажами. Здесь я отдыхаю душой, отрешаюсь от мыслей и просто наслаждаюсь свежим воздухом, кормлю белок и получаю невероятный заряд позитива и бодрости! Зимой тут есть "русская забава" катание с горок, осенью парк расцветает буйством красок, весной цветет и пахнет, ну а летом сами посмотрите ))
Павловск заслуживает высшей похвалы за свою ухоженность и состояние дворца. Приехали на целый день.Дворец прошли несколько раз раз с экскурсоводом и без, фото без ограничений. Что касается парка, то он вероятно один из лучших в РФ
В таком случае самый важный вопрос - как работающему человеку после экскурсии уехать на общественном транспорте? Такси не в счет.<br>Ночевка в парке, скорее всего, не предполагается. )))
Не любить Павловск нельзя! Сказать конкретно, за что я его люблю?... А ни за что! Люблю просто потому, что он есть. Я приезжаю сюда несколько раз в месяц в любое время года и испытываю неповторимое ощущение радости, как от встречи с добрым другом!
Уникальный, неповторимый по своей красоте Императорский парк, посещая который я невольно перемещаюсь в волшебную атмосферу минувших столетий. Его удивительная планировка позволяет открыть тайные уголки, где можно провести время в полном одиночестве, наедине с природой. Павловский парк очарователен в любое время года.
Замечательно то, что я могу быстро добраться до него: 20 минут электричкой от пр.Славы.
Гуляя по дорожкам парка,надеваю наушники - звучит музыка И.Штрауса, чей дух витает над Павловском...
🌞 Сегодня радостный летний праздник — День защиты детей! 👫
Поздравляем наших юных посетителей и желаем, чтобы предстоящие каникулы наполнились яркими моментами, приключениями, дружбой и творчеством!
Провести лето весело и с пользой можно с нашим Детским творческим центром!
🔗Записывайтесь на .
31.05.2024 в 12:05
Готовим этого года! 😋
Уже с 5 июня в Музее костюма Павловского дворца!
Сирень распустилась у двери твоей
И лиловыми манит кистями:
О, выйди! Опять любоваться мы ей
Восхищенными будем глазами.
Смотри: гнутся ветви все в пышном цвету, —
Как обильны они и пушисты!
Не долго глядеть нам на их красоту
И вдыхать этот запах душистый.
Весна промелькнет словно шаткая тень,
Как во сне пронесется крылатом…
Скорей! Наглядимся ж на эту сирень
И упьемся ее ароматом.
Константин Романов
1888 г.
«Я садовником родился»
👩🌾 Для детей от 7 лет
Приглашаем мальчишек и девчонок в «Детскую практическую школу садоводства и огородничества в Павловске».
🌿 На занятиях по абонементу «Я садовником родился» ребята:
- познакомятся с традициями садоводства, заложенными первой хозяйкой Павловска – императрицей Марией Федоровной;
- узнают, какую роль играла ботаника в XVIII веке, и какие садовники принесли славу летней резиденции Павла I;
- освоят навыки практического садоводства и огородничества;
- проследят полный цикл развития растений;
- найдут новых товарищей;
- получат заряд эмоций от продуктивной работы на свежем воздухе.
Цикл состоит из 12 занятий. Занятия проходят по вторникам и четвергам с 10:00 до 12:15. Стоимость абонемента — 4200 рублей, включая входные билеты в парк для сопровождающего взрослого.
☎ Справки и запись по телефонам: +7 (812) 452-08-88, +7 (812) 669-96-42 или по электронной почте: [email protected]
Количество мест ограничено!
27 мая день рождения Анатолия Михайловича Кучумова – легендарного хранителя Павловского дворца.
Анатолий Михайлович – профессионал с мировым именем. Родился в крестьянской семье 27 мая 1912 года в селе Лацкое Мологского уезда Ярославской губернии. Отец хотел, чтобы он учился, и отправил сына в школу в Мологу. Жил он у тётки, которая работала в местном музее. Директором музея был выпускник Петербургской академии художеств В. В. Цицын, который первым приобщил юношу к искусству. Вместе с ним Анатолий ходил по окрестностям, собирая для крошечного местного музея старинные вещи из заброшенных усадеб и церквей. Так с детства в Кучумове зарождался будущий музейщик. По окончании школы в 1930-е годы Анатолий Кучумов приехал в Ленинград.
Учился он в Школе фабрично-заводского ученичества и одновременно состоял слушателем курсов семинара по истории искусств для молодых рабочих при Государственном Эрмитаже. Слушателям этих курсов разрешалось заниматься в библиотеке Эрмитажа, чем очень часто пользовался молодой Кучумов и бывал там до самого закрытия. Когда было признано, что по состоянию здоровья он не может работать в химической промышленности, путь для него стал ясен – в музей. Он поступил на работу в дирекцию Детскосельских и Павловского дворцов-музеев и начал работать в 1932 году инвентаризатором. Старший инвентаризатор – должность, казалось бы, не строго научная, но всё же это не на складе, а в музее учитывать. А учитывать – значит видеть и запоминать каждый предмет во всех деталях и подробностях. Так появляется опыт, практическое знание вещей. Проработал тогда Кучумов в Павловске четыре месяца и был переведён на должность научно-технического сотрудника в Екатерининский дворец-музей. К этому времени он закончил курсы музейных работников Управления дворцов и парков Ленсовета, а ещё через два года курсы повышения квалификации музейных работников пригородных дворцов-музеев. В ноябре 1937 года назначен хранителем Александровского дворца и парка, а в марте 1938 – заведующим.
Там его застанет война. Она не пощадит музеи, став страшной катастрофой для всех пригородных дворцов Ленинграда. Эвакуация коллекций целиком была невозможна, приходилось вывозить лишь самые ценные предметы и те, которые могли служить образцами при восстановлении убранства. Эту сложнейшую работу Анатолий Михайлович Кучумов проводит в Александровском дворце, но не успевает завершить, так как получает задание сопровождать первый эшелон вывозимых из Ленинграда произведений искусства. Сокровища музеев находят пристанище сначала в Горьком, а потом в Новосибирске, в новом здании только что построенного театра. Директором этого музея, хранилища ленинградских дворцов, и был назначен в январе 1942 года Анатолий Михайлович, а в помощники ему определили ещё трёх коллег.
В Ленинград Анатолий Михайлович вернулся весной 1944 года и возглавил Отдел музеев и памятников при Управлении по делам искусств исполкома Ленгорсовета. Вскоре он был командирован в Эстонию, Латвию и Восточную Пруссию для розыска похищенных фашистами предметов. Ещё ранее, работая во дворцах Пушкина и Павловска, Кучумов обнаружил феноменальную зрительную память, безошибочно узнавая каждый предмет и место, где он находился. Это качество было незаменимо в поисках.
Сотрудница музеев Петродворца Марина Александровна Тихомирова вспоминала: «Нам “пригородникам”, ещё раз повезло: в нашей среде работал Анатолий Михайлович Кучумов – человек удивительного дарования и настоящей, живой любви к произведениям искусства. Каждый из нас хорошо и конкретно знал свой дворец, а остальные тоже знали, но не столь подробно. Он же знал все дворцы, так что работая в Пушкине, мог детально рассказать, какие предметы, какого происхождения стоят, например, в каждой комнате Гатчинского дворца. Со временем Анатолий Михайлович углублял свои знания, развивался в полную силу его удивительный дар. Во время его возвращения в Ленинград в 1944 году он особенно всех нас изумил, так как, заведуя сектором музеев в Управлении по делам искусств, успевал помогать буквально всем пригородам в предварительном комплектовании будущего внутреннего убранства дворцов, ещё находившихся в руинах. Тогда мы особенно оценили его необычайные знания: ведь он мог наизусть, полузакрыв глаза, перечислить предметы внутреннего убранства любой комнаты любого из наших дворцов и сказать, что сохранилось, а чему следует искать замену. Если у каждого из нас был “свой” дворец, то у него, где бы он ни работал, они были все “своими”. И сейчас нет ни одного пригородного музея, где не было бы произведений искусства, найденных или спасённых Кучумовым». Не только все деревни в ленинградских окрестностях, особенно те, в которых размещались немецкие штабы, но и города Прибалтики, куда привозили мебель и утварь из дворцов, картины и книги – маршруты его командировок. В Рижском замке были обнаружены фототеки Павловского и Гатчинского дворцов-музеев, представляющие тысячи негативов, снятых в 1920–1940-х годах, что позволило с максимальной достоверностью реставрировать дворцы.
В октябре 1945 года А. М. Кучумов был утвержден в должности директора Центрального хранилища музейных фондов пригородных дворцов-музеев, которое было первоначально размещено в Александровском дворце. Осенью 1947 года состоялась очередная командировка, на этот раз в Германию на розыски ценностей из музеев. Были найдены и возвращены экспонаты Керченского археологического музея, Днепропетровского и Псковского музеев, иконостас и убранство Новгородского Софийского собора. Благодаря Кучумову в пригородные дворцы вернулось 6682 музейных предмета, в том числе в Екатерининский дворец – 575 предметов, в Александровский – 1542 предмета, в Павловский дворец – 421, в Гатчину – 3893 и в петергофские дворцы – 251 предмет. Это только цифры, но какие, почти приключенческие истории связаны с находкой знаменитых паркетов из Лионского зала и Зеркального кабинета Екатерининского дворца, обнаруженных в действующем элеваторе в Германии под кучами зерна. Великолепные бронзовые скульптуры Геркулеса и Флоры работы Ф. Гордеева, некогда украшавшие Камеронову галерею в Царском Селе, были найдены во дворе медеплавильного завода в городе Халле. Тщательно собирались не только целые предметы, но и фрагменты, детали. Замки и шпингалеты дверей Лионского зала, цветные изразцы разбитых печей Екатерининского дворца – всё представляло интерес, так как уверенность в том, что дворцы будут восстановлены, не покидала Анатолия Михайловича.
Множество предметов убранства Екатерининского дворца Кучумов обнаружил в Кенигсберге и его замках. В Риге он нашёл более четырёхсот портретов, в основном из Гатчинского дворца-музея. Вагонами произведения искусства возвращались в Ленинград, Псков, Новгород, Киев, Минск, но не было главной ценности – Янтарной комнаты Екатерининского дворца. Её поисками А. М. Кучумов занимался многие месяцы, искал Янтарную комнату в Кенигсберге и его окрестностях, в Германии, расспрашивал тех, кто имел хоть какие-нибудь сведения о её судьбе, – всё безуспешно. В поисках помогала логика, анализ известных фактов и надежда. Свидетельством того, что надежда не умерла, стала одна из последних книг А. М. Кучумова в соавторстве с М. Г. Вороновым «Янтарная комната», написанная и изданная в 1989 году.
В 1951 году Кучумов перешёл в музей А. В. Суворова, где стал главным хранителем, а в 1955 году он вернулся в Центральное хранилище. В 1956 году в связи с реорганизацией Центрального хранилища и его слиянием с Павловским дворцом-музеем А. М. Кучумов становится его главным хранителем. Результатом его работы в Павловске является прежде всего воссоздание исторических интерьеров Павловского дворца, а принцип реставрации стал основополагающим для всех дворцов, истинной школой российской реставрации. Первые семь залов открылись в Павловске в 1957-1958 годах.
Это было особенное событие – в Павловском дворце впервые после военных разрушений вновь действовала экспозиция музея. Конечно, существовали фотографии, да и память сохранила многое, но были безвозвратно утрачены сотни предметов. Им необходимо было найти замену, но так, чтобы возродить былую атмосферу дворца. Анатолий Михайлович с коллегами блестяще справился с этой задачей. Десять лет понадобилось для восстановления архитектурного объёма дворца, но ещё столько же для того, чтобы в 1970 году почти все залы приняли посетителей. Убранство интерьеров было осуществлено под научным руководством А. М. Кучумова. Он был знатоком декоративно-прикладного искусства, истинным «вещеведом». Безошибочно вспоминал, где и когда видел то или иное произведение, либо называл аналогичные вещи из других музеев, что часто позволяло пролить свет на происхождение музейного предмета.
В 1959 году по его смелой для того времени идее и при его руководстве на третьем этаже Павловского дворца в соавторстве с И. М. Гуревичем была открыта выставка «Костюм и портрет XVIII-XIX веков». Это была первая выставка в СССР, посвящённая дворянскому быту как культурно-историческому явлению. Огромный опыт музейной работы, накопленные знания воплотились в книги и научные статьи. Давно уже стал библиографической редкостью альбом «Павловск. Дворец и парк» 1976 года. За несколько месяцев в больнице, где он лежал с инфарктом, Кучумов составил тематико-экспозиционный план великолепной выставки – «Русский жилой интерьер XIX века». Более двух тысяч предметов, расположенных в семнадцати залах, дают удивительную картину развития декоративного убранства русских дворцов и усадеб. На основе материалов этой выставки в 1977 году издан альбом «Убранство русского жилого интерьера XIX века». Энциклопедией представляется книга «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII – начала XIX века». Его путеводитель по Павловску был многократно издан в Лениздате и до сих пор пользуется особой популярностью. Что касается его рукописных статей, имеющих большую научную ценность, они впервые были опубликованы уже посмертно коллегами по Павловскому дворцу: «А. М. Кучумов. Статьи. Воспоминания. Письма», – издано в Санкт-Петербурге в 2004 году.
В 1970 годы у общественности Ленинграда и сотрудников Эрмитажа возникла идея присудить Кучумову почётное звание доктора искусствоведения. Были собраны все документы и подписи авторитетных учёных и отправлены в Москву в ВАК, но советские бюрократы отказали. Памяти А. М. Кучумова в Павловске регулярно проходят научные конференции. Анатолию Михайловичу присвоили звание заслуженного работника культуры России, он был удостоен высшей в Советском Союзе премии – Ленинской – за создание экспозиции Павловского дворца. В июне 1993 года Анатолий Михайлович стал почётным гражданином Павловска, в его честь была названа улица в этом городе. Эти награды и звания увенчали достойный труд подвижника, для которого сохранение великого культурного наследия России было главным делом жизни.
Автор статьи: Алексей Николаевич Гузанов — заместитель директора по учёту и хранению музейных предметов Государственного музея-заповедника «Павловск».
Комментарии посетителей (16)
Хорошо, что сам Павловский парк является произведением искусства, и даже не найдя там заявленных в описании чудес, прогулка удалась на славу)
Замечательно то, что я могу быстро добраться до него: 20 минут электричкой от пр.Славы.
Гуляя по дорожкам парка,надеваю наушники - звучит музыка И.Штрауса, чей дух витает над Павловском...