Здание на улице Антонова-Овсеенко необычно как снаружи, так и внутри: форма в виде трилистника, лабиринты коридоров, многочисленные зеркала. С 2014 года здесь располагается Центральный государственный архив Санкт-Петербурга.
Современный архив – это целый комплекс, включающий: – 18 современных архивохранилищ, вмещающих более 3 млн. дел советской и постсоветской эпохи; – научно-справочную библиотеку с литературой по истории России и Санкт-Петербурга; – читальный зал, оснащенный компьютерами и аппаратами для просмотра микрофильмов, куда может прийти работать любой исследователь; – конференц-зал с современным мультимедийным оборудованием, позволяющий проводить видеоконференции и обмениваться опытом с коллегами из других регионов; – выставочный зал, где посетители могут увидеть документы, которые рассказывают о жизни Петрограда–Ленинграда–Санкт-Петербурга в ХХ веке.
На портале "Архивы Санкт-Петербурга" можно получить информацию о хранящихся в архиве документах, отражающих основные этапы развития Северо-Западного региона с 1917 года по настоящее время.
Сотрудники вежливые, хорошо ориентируются в теме.Здание имеет оригинальную архитектуру в форме трилистника. Внутри много коридоров, можно заблудиться, но помогают сотрудники. В здании находятся 18 архивохранилищ, библиотека, читальный зал, а также выставочный зал с экспозициями документов и конференц-зал для мероприятий.Ехать сюда можно общественным транспортом, например, от метро Улица Дыбенко или Проспект Большевиков, расположенных менее, чем в 2 км.Место представляет интерес для исследователей. Здесь собраны архивы по Санкт-Петербургу с 1917 года по настоящее время.
Кость собаки, уха из змеи и медные опилки: не народное лечение
В сегодняшней публикации мы изучим материалы дела «Рукопись рецептов для домашнего хозяйства» из фонда церкви Рождества Предтечи при 1-м Петроградском кадетском корпусе, хранящемся в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (Ф. 875). Речь пойдет о методах лечения.
Травознание - основа народного лечения, унаследованный от предков опыт, передававшийся из поколения в поколение. «Рукопись для домашнего хозяйства» не является в прямом смысле целебником или травником. Часть документов дела представляет собой собирательный образ кустарной медицины прошлых веков. Против многих распространённых болезней народное лечение имело свои методы, как полезные, так и бесполезные, а иногда и вредные.
В народной медицине применялись средства растительного, животного и минерального происхождения. Из растений часто использовались: полынь, ромашка, александрийский лист, корень аир, сосновые шишки, перец, ревень, заячья трава и др. Среди лекарств животного происхождения следует обратить внимание на рыбу, коровье молоко, сало, а также мёд. В числе веществ минерального происхождения выступали селитра, железо и сера.
Посмотрите в нашей подборке нетривиальные медицинские приёмы лечения. В этот раз мы не рекомендуем следовать предложенным рецептам.
#архивыспб #ЦГИА
________________________
1-5. Методы № 1 – 25. Адаптированные версии.
6. ЦГИА СПб. Ф. 875. Оп. 1. Д. 839. Л. 1, 1 об., 2, 34 об.
7. Там же. Ф. 875. Оп. 1. Д. 839. Л. 1 об, 2.
8. Там же. Ф. 875. Оп. 1. Д. 839. Л. 1, 2, 6 об, 7, 26,
9. Там же. Ф. 875. Оп. 1. Д. 839. Л. 1 об, 2 об, 3,4
10. Там же. Ф. 875. Оп. 1. Д. 839. Л. 4, 6, 6 об.
«Мы из джаза!». Из истории создания Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки
Ленинградский ансамбль джазовой музыки Давида Голощекина сложился в конце шестидесятых годов XX века. В конце 1980-х годов в Ленинграде не было джазового музыканта популярнее Давида Голощекина, он был признанным лидером. В 1989 году открылся Центр джазовой музыки (ЦДМ), позже переименованный в Филармонию джазовой музыки.
Новый клуб создавался с энтузиазмом и упорством, любовью к джазу. Давид Голощекин стал его бессменным художественным руководителем. Почти каждый вечер в «Дикси-свинг клубе» на Загородном проспекте, 27 начинался с его приветствия зрителям:
- Сегодня вы пришли в наш клуб, чтобы выпить самого крепкого напитка – джазовой музыки, чтобы стать участником всегда единственного и неповторимого процесса рождения этой музыки, чтобы пообщаться с людьми, любящими и понимающими джаз.
Основной задачей ЦДМ определялись пропаганда лучших образцов советской и зарубежной музыки и развитие художественной индивидуальности каждого исполнителя, его творческой инициативы.
По вторникам в ЦДМ слушатели знакомились с историей джаза и лучшими его исполнителями на своеобразных лекциях-концертах, которые вели Давид Голощекин и ленинградский музыковед Владимир Фейертаг.
На сцене клуба выступали музыканты «Ленинградского диксиленда» и ансамбля Давида Голощекина, а также гости – джазмены из стран Америки и Европы. Проходили концерты Международного джазового фестиваля «Осенние ритмы-89». В клубе закладывались традиции джазовых фестивалей.
В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга хранится фонд СПб ГБУК «Санкт-Петербургская филармония джазовой музыки», который содержит документы по основной деятельности учреждения за 1989-2016 годы. Представляем вашему вниманию проспекты и афиши первых двух лет деятельности ЦДМ.
#архивыспб #ЦГАЛИ
_____________________
ЦГАЛИ СПб. Ф. 892. Оп. 1. Д. 2. Л. 31, 34, 35, 38. Документы о создании Центра джазовой музыки. 1989-1990 гг.
Государственный естественно-научный институт в Ленинграде
Государственный естественно-научный институт был многопрофильным исследовательским учреждением, чья история началась в 1894 году с основания учёным Петром Францевичем Лесгафтом Санкт-Петербургской биологической лаборатории.
Она включала в себя анатомический и зоологический музеи, а также отделения анатомии, зоологии, физиологии, ботаники, микробиологии, химии и геологии с физическим кабинетом. Впоследствии структура лаборатории изменилась за счёт отделений экспериментальной психологии, зоопсихологии, астрофизики, экспериментальной патологии.
После революционных событий 1917 года лабораторию передали в ведение Народного комиссариата просвещения и преобразовали в Петроградский научный институт имени П. Ф. Лесгафта, который в начале 1940-х годов получил название Естественно-научного института.
Весьма любопытно, что в течение нескольких десятилетий (с 1917 по 1946 год) директором института являлся известный народник, популяризатор науки и писатель Николай Александрович Морозов.
Сотрудниками института числились такие исследователи, как ботаники Владимир Комаров и Владимир Любименко, эмбриолог Александр Ковалевский, геолог Иван Васильевич Мушкетов, микробиолог Василий Омелянский, анатом Анна Красуская, ихтиолог и географ Лев Берг, физиологи Леон Орбели и Алексей Ухтомский и другие учёные.
В 1949 году институт передали Академии педагогических наук СССР и переориентировали на решение проблем педагогики. Позднее институт был расформирован, но его отделения вошли в состав различных академических организаций в конце 1950-х годов.
#архивыспб #ЦГАНТД
____________________________
1. ЦГАНТД СПб. Ф. 209. Оп. 1-1. Д. 188. Л. 17. Операция в лаборатории физиологической химии. 1920-е – 1940-е гг.
2. Там же. Л. 19. Химический анализ в лаборатории. 1920-е – 1940-е гг.
3. Там же. Л. 4. Сотрудник за работой у рефрактора в астрономической обсерватории. 1920-е – 1940-е гг.
4. Там же. Л. 5. Кандидат физико-математических наук Н. И. Кучеров проводит семинар по математике. 1930-е – 1940-е гг.
5. Там же. Л. 7. Студенты 1 курса Государственного института физического образования им. П. Ф. Лесгафта на занятии в Ленинградском научном институте. 27 мая 1927 г.
6. Там же. Л. 14. Пётр Францевич Лесгафт. Конец XIX – начало XX в.
7. Там же. Л. 16. Николай Александрович Морозов. После 1917 г. (?)
Бракоразводное дело Гумилевых
К 135-летию со дна рождения Анны Андреевны Ахматовой
В документах Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, в архивном фонде Народного суда 2-го участка Выборгского района Петрограда, сохранилось «гражданское дело по иску Николая Гумилева к Анне Гумилевой о разводе» 1918 года.
Дело было заведено в суде Выборгского района по месту проживания Анны Андреевны – ул. Боткинская, 9, квартира доктора В.В. Срезневского.
Согласно декрету о расторжении брака от 16 (29 декабря) 1917 года копию решения («приговора») суда следовало направить «в тот отдел записей браков, где расторгнутый брак был совершен или где хранится относящаяся к сему браку книга записей браков». Но поскольку брак был заключен в 1910 году на Украине, в книгах ЗАГСа Петрограда за 1918 год развод Гумилевых не регистрировался.
Представляем несколько документов из этого дела.
#архивыспб #ЦГА
__________________________________
ЦГА СПб. Ф. 667. Оп. 1. Д. 155. Л. 3, 4, 7. Доверенность Николая Степановича Гумилева И.А. Стребейко на ведение бракоразводного процесса; заявление А.А. Гумилевой о согласии на расторжение брака; приговор суда о расторжение брака по обоюдному согласию. 8, 9 июля, 5 августа 1918 г.
День памяти и скорби
22 июня 1941 года – памятная и скорбная дата в истории нашей Родины. Война унесла жизни более 27 миллионов граждан, разрушила целые города и области.
В коллекции Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга хранится более 25 тысяч фотодокументов периода Великой Отечественной войны, большинство из них рассказывают о событиях Ленинградской битвы и блокады Ленинграда. Фотографии, отражающие события Великой Отечественной войны, выполнены известными фотокорреспондентами: Б.В.Васютинским, А.А.Михайловым, Г.И.Чертовым, В.Г.Федосеевым, Н.П.Яновым, Г.Ф.Коноваловым, Р.А.Мазелев, М.А.Мицкевичем, Б.П.Кудояровым, Б.В.Уткиным и многими другими.
Фотокорреспонденты на фронте и в блокадном городе работали по заданию средств массовой информации. У каждого из них был собственный «почерк» в передаче событий войны.
О творчестве этих авторов рассказывает виртуальный выставочный проект «Фотографы Санкт-Петербургу: документы в собрании ЦГАКФФД СПб». Этот проект действует на портале «Архивы Санкт-Петербурга» с 2020 года и ежегодно пополняется новыми именами фотографов. На выставке представлены биографии и лучшие работы около 30 фотографов, снимавших события Битвы за Ленинград.
#архивыспб #ЦГАКФФД
__________________
ЦГАКФФД СПб. Ар 14931. Бойцы у вагонов перед отправкой на фронт. Июнь 1941 г. Ленинград. Автор съемки: Уткин Б.В.
Комментарии посетителей