19823
Личный опыт: "Как я уехала в деревню работать учительницей..."
Каково это — уехать из Петербурга в маленькую деревню в Новгородской области, насколько сложен деревенский быт для городского жителя и почему, несмотря ни на что, быть учителем — настоящая радость. Об этом Peterburg2 рассказала выпускница журфака и участник программы "Учитель для России" Виолетта Полякова.
(В.Полякова слева)
"Так, детей руками не трогать. Не обнимать. Держать дистанцию. Они будут шутить, что я похожа на ученицу – ну и пусть. Боже, какое у меня дурацкое имя, а вместе с отчеством - точно как у кассира в театре!". Эти и ещё миллион похожих мыслей пронеслись в голове за 7 минут. Ровно столько занимает дорога от нашего дома до школы. Я была готова: застёгнута на все пуговицы, с огромным пакетом канцелярки и тряпичной сумочкой – кроссовками на сменку. Я была готова обороняться и отстаивать личные границы. Я им не дам повода для шуток, я их научу уважать текст, да я такое им расскажу, тако-о-ое!..
– От вас так вкусно пахнет, Виолетта Андреевна!
– У вас такие густые волосы! Можно потрогать?
– Вы плакали? А почему глаза красные?
– Ой, какими вы маркерами на доске пишете, мо-о-ожно?
– А вы знали, что в соседнем классе не училка, а ведьма?
– А я с вами до дома пойду! Я в соседней квартире живу…
От них не спрятаться и не скрыться. Они повсюду. И кажется, я все больше этому рада, потому что в них я узнаю себя – маленькую, любознательную, приставучую девочку в кедах.
В отличие от детей во дворе, которые обожали играть в школу и поучать плюшевых мишек, я к работе учителем всегда была равнодушна. В детстве, которое пришлось на голодные девяностые, мне мечталось совсем о другом: стать Даной Борисовой и выйти замуж за Ельцина. Ну, или на худой конец, за Хрюшу из "Спокойной ночи, малыши". Не знаю, где я свернула не туда, но сейчас мне 25, я незамужняя сельская учительница с образованием журналиста-международника. И я абсолютно счастлива.
Если школа дала мне хорошую гуманитарную базу, то годы учебы на журфаке сформировали во мне любопытство и невероятный интерес к жизни. Я с удовольствием вписывалась в студенческие проекты, тем более, что учеба на факультете не требовала, мягко говоря, чрезмерных усилий. Так, на втором курсе я стала участницей волонтерского проекта "Послы русского языка в мире", по которому ездила в страны СНГ преподавать русский язык и русскую культуру. Мы работали в сельских школах Киргизии, Армении, Таджикистана и других стран, участвовали в тематических сменах детских лагерей. Местный колорит, особенности менталитета разных народов, уникальная природа различных уголков – всё это оставило во мне свой след. Но ничто не впечатлило меня так сильно, как работа с детьми. Сейчас я оглядываюсь назад и понимаю, что это был мой первый педагогический опыт.
Увы, за мной не выстроилась очередь из продюсеров после университета, а есть в кафе у меня получалось лучше, чем писать о них обзоры. И я стала работником культуры: по счастливой случайности устроилась в Мемориальный музей-квартиру А. С. Пушкина на Мойке, 12. Из всех посетителей музея больше всего радовалась маленьким детям и с удовольствием занимала их, пока родители пускали скупую слезу над трагической кончиной нашего всего.
Как-то раз мой друг, который работает учителем географии, собрался в однодневный поход с детьми и пригласил меня присоединиться. "Это Виолетта Андреевна", – представил он меня детям. И кто-то сказал: "Ух, ты! Какое имя красивое. Вам бы учительницей работать".
Надо ли говорить, что этот день вошел в копилку самых счастливых? Я чувствовала, что таких дней будет больше, если я стану общаться с детьми чаще. И школа – самое подходящее для этого место.
Об "Учителе для России" я знала давно. Более того, я даже благополучно прошла отбор в программу, но отказалась от участия. В то время я сильно переживала из-за отношений с любимым человеком, домашних неурядиц, сдачи диплома и прочих неприятностей. Мне хватило ума не идти в школу в таком состоянии, дать себе время подзарядиться положительными эмоциями, освободить душу от печалей, прийти в своё обычное приподнятое настроение. На это ушел почти год. Чувствуя, что я готова быть внимательной, заботливой, что я готова принимать детей такими, какие они есть, я заполнила заявку и прошла отбор во второй раз. И снова успешно.
Во время Летнего института, где участники программы проходят обязательное обучение, мы выбирали школы, в которые отправимся работать. Команда проекта принимает во внимание все пожелания участника. Мои пожелания были следующие: горячая вода, лес и лояльная к переменам и нестандартным подходам администрация. Не секрет, что целевая аудитория проекта – это, скорее, маленькие сельские школы. Однако ехать работать в деревню совсем необязательно – многие участники преподают в крупных городских школах-партнёрах Воронежской, Калужской, Тамбовской, Московской и Новгородской областей. Меня же переезд в деревню ничуть не смущал, я искала не квартиру с евроремонтом, а школу, в которой мне будет комфортно. Как вы догадались, в моем доме нет горячей воды. Сейчас там нет даже обоев – мы с девочками, другими двумя участницами программы, решили сделать ремонт в служебной квартире, которую нам предоставило местное лесничество. Зато у нас есть 46 учеников и кот Моррис, которого нам подарил Саша Яковлев из 9 класса.
Не буду врать - бывает сложно. Сложно на них не кричать, когда Юра плюётся бумажками, а Ярик дерётся с Дариной. Сложно не читать морали, когда они кроют друг друга отборным матом – в четвёртом-то классе. Сложно не психовать, когда ты только-только им всё рассказал, а они уже всё забыли. Сложно по утрам греть воду в кастрюльках и радоваться, что есть хотя бы газ, на котором эту воду можно подогреть. Но как же радостно, когда они подбегают к тебе обниматься, здороваются по десять раз на дню, когда они не боятся высказывать свои мысли – путаные, обрывочные, но уже глубокие, уникальные. Мне радостно просто от того, что они впустили меня в свой мир. А моё дело – быть рядом, помогать, если им нужна моя помощь, и смотреть со стороны, как они неумолимо растут.
Рекомендованы для посещения Петербургом2
|
В двух районах Петербурга ограничат дорожное движение
Как «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!» меняет бизнес-коммуникации
Оркестр Юрия Башмета, Супердискотека 90-х и фестиваль «Брусницын»: куда пойти в Петербурге 8 – 14 ноября
Топ-5 необычных экскурсий в Петербурге
На два дня в Петербурге закроют вестибюль станции метро «Горьковская»
Оригинальный подход: лучшие идеи для небального свидания в Петербурге