«Я не ищу простых путей»: актер Александр Устюгов о русской игрушке, вдохновении и супергероях Marvel
Автор проекта – Александр Устюгов – актер театра и кино, режиссер и музыкант. Он родился в Казахстане, а его первое образование – слесарь-электрик. Однако работа по специальности оказалась не его стезей – творчество привлекало Устюгова намного больше. Актер получил известность благодаря роли Романа Шилова в телесериале "Ментовские войны", также он снимался в сериалах "Годунов", "Зотолая орда", "Рикошет", "Лучше, чем люди".
Сейчас Устюгов занимается созданием деревянной точеной игрушки и уже выпустил несколько коллекций, посвященных сериалу "Годунов" и декабристам. Peterburg2 решил узнать, что вдохновило актёра на создание кукол, и чем его проект будет отличаться от остальных.
- Александр, вы актер, кинорежиссер, музыкант. Что вас подтолкнуло на создание игрушек?
Три года назад мне нужно было сделать ручки для пивного крана в баре. Я сам выточил на станке трех солдатиков, расписал их – и мне показалось, что это интересно. После этого я сделал своих первых 70 солдат, и они даже были проданы как сувениры. Позже возникли другие идеи – хотелось сделать достоверных солдатиков, я начал изучать историю, рассматривать их амуницию. Параллельно снимался в картине "Декабристы". Там я увидел строй из 800 солдат, одетых в костюмы лейб-гвардии Семеновского полка – это меня впечатлило, и я подумал, что стоящие в ряд солдаты достойны воплощения в игрушках.
- В одном из интервью вы рассказывали, что ваш отец – столяр. Как это повлияло на то, что вы начали создавать игрушки именно из дерева?
Да, мой отец – один из лучших столяров-мебельщиков моего родного города – Экибастуза, и он посвятил работе с красным деревом всю свою жизнь.
Я уже с 12 лет стоял у станка и пилил различные деревяшки. Поэтому, у меня, можно сказать, и выбора-то не было, с детства работал с деревом.Александр Устюгов, Актер
- Но ваши игрушки можно увидеть где-то в реальности?
Мы называем это модным словом "шоурум" - здесь выставлена продукция компании по производству и реставрации мебели "Интери", а также наши игрушки. Впоследствии тут появится выставочный стеллаж, где и расположатся наши точеные игрушки. Места мало, но и игрушки маленькие, поэтому для начала хватит стеллажа. Экспонаты будут выставлены в одном месте: можно будет прийти и потрогать их, а также приобрести. В будущем хотим создать настоящий музей.
- Каким будет ваш музей игрушки?
У нас есть два этапа создания музея: первый – это виртуальный музей, где мы попытаемся соединить архаику и современные достижения, создав сайт, на котором будут собраны не только наши экземпляры, но и экземпляры точеной игрушки из других музеев. На сайте будет присутствовать описание этих игрушек и фотографии, всё будет систематизировано по датам, годам, стилистикам. Этот виртуальный музей должен объединить в себе все существующие музеи подобных игрушек, а также все доступные частные коллекции.
- А второй этап?
Второй этап – интерактивный музей. Пока сложно представить, что мы сможем создать его за частные деньги, без помощи каких-то инвестиций. Для этого нужно специальное помещение, температурные балансы, парковки. Конечно, мы мечтаем, чтобы часть расходов взяла на себя администрация Петербурга, но пока всё складывается не в нашу пользу. К сожалению, сейчас многим не интересно развивать такое прикладное искусство.
В перспективе хотелось бы, чтобы в музее были станки – старые и современные. И чтобы каждый мог взять мастер-класс, пройти технику безопасности, надеть костюм и попробовать своими руками сделать точеную игрушку и раскрасить ее.
- Что такое точеная игрушка?
Это такой метод обработки древесины – игрушка, созданная на токарном станке. Этот станок осуществляет круговую обработку дерева, поэтому они круглые. Сама по себе точеная игрушка в России не столь популярна, в отличие, например, от резных игрушек. Точеная игрушка позволяет делать разные вещи и отражать разные эпохи. Но такие игрушки, создаются больше как сувениры, ведь дети сейчас вообще перестали играть в игрушки – им куда важнее, чтобы родители купили им новый телефон.
- Почему не создаете резные игрушки, если, по вашим словам, они более популярны?
Резная игрушка – прекрасный момент для изучения, но есть огромное количество музеев, которые посвящают свою деятельность именно резной игрушке, а вот точеной игрушке уделяется мало внимания.
- Себестоимость игрушки приличная?
Да, себестоимость большая. Но мы не стремимся сделать из этого большую производственную фабрику – хотелось бы, чтобы игрушки оставались "рукотворными". Возможно, мы найдем какую-то нишу, и игрушки станут более дешевыми в производстве. Но по простому пути я не пойду: то есть создавать таких персонажей, как Дарт Вейдер, или супергерои Marvel не буду.
- Почему? Ведь среди молодежи это очень популярно.
Сложность состоит в том, что мы конкурируем с крупными, в первую очередь, китайскими производителями. Что бы мы ни делали, мы не можем выбиться в промышленные масштабы, потому что это все-таки ручная роспись и точение. Плюс, здесь есть некий момент, связанный с патриотизмом и привлечением внимания именно к русской культуре.
Понятно, что супергерои – это модно, но если мы будем говорить о русских сказках, где чудовищ тоже достаточно, то никто их даже не назовет. И если ребенку дома рассказать про суперсилу Соловья-разбойника, он не сможет этим поделиться со своими сверстниками, потому что будет смешон, его не поймут ребята во дворе.Александр Устюгов, Актер
- Вы сделали лимитированную коллекцию игрушек по декабристам, по сериалу «Годунов», где вы играли. Какие коллекции нас ждут впереди?
Мы хотим делать игрушки, посвященные совершенно разным тематикам: русские сказки, военная тематика, зоопарк. Сейчас в разработке как раз сказки.
Также мы делаем игрушки музыкантов. Это эксперименты на основе группы "Экибастуз", в которой я играю. Мы пытаемся сделать игрушки в виде нас самих – участников группы.
- У вас самого была в детстве любимая игрушка?
В детстве у меня было немного игрушек. Но помню, что самая долгая игрушка, которая со мной просуществовала – это пластмассовый Олег Попов (клоун). А потом его погрызла собака, и он потерял свой внешний вид. Тогда я оставил его у бабушки, а потом спустя 20 лет приехал к ней – а игрушка там стоит практически на том же месте, где я ее оставил. Это была такая ностальгическая встреча с игрушкой. Конечно, на клоуне уже не было краски, и он весь выцвел, но в принципе сейчас его можно было бы даже восстановить.
- Кстати, насчет восстановления: помимо создания игрушек вы занимаетесь восстановлением антиквариата?
Да, этим тоже занимаюсь. Сейчас в нашем шоуруме представлена восстановленная мебель, в основном из Франции. Французы – одни из лучших мебельщиков. Потом это продается, если находятся покупатели. К сожалению, в Петербурге практически не осталось российской дореволюционной мебели – все было сожжено во время блокады. Но и интерес к антиквариату у людей невелик: сейчас выгоднее покупать мебель в "Икее".
- Откуда вы берете вдохновение? Что помогает вам создавать игрушки и быть таким разносторонним человеком?
Все просто: есть закаты, есть рассветы, а есть периоды времени между ними. Поэтому нужно наслаждаться всем, что происходит.
Это самый мощный источник энергии – понимать, что твои закаты и рассветы конечны, и их остается все меньше и меньше.
Если все время помнить о том, что жизнь не вечна, то энергии появляется очень много.