Вадим и Наталья Каспаровы: "Мы очень хотели всё узнать и поэтому начали строить свой мир танца!"
Вадим, Наталья, в этом году фестивалю Open Look исполняется 20 лет. Цифра кажется фантастической. Вы начинали с площадок в ДК, а сегодня спектакли и перформансы показываются на лучших театральных сценах. 20 лет назад представляли ли вы, каких масштабов достигнет фестиваль?
Наталья Каспарова: Ну в целом для нас не столь важны площадки, сколько то, что на них происходит. 20 лет назад для нас приезд иностранного педагога был событием огромной значимости и ответственности. Любой контакт с мастерами современного танца был как просветление, как будто мы прикасаемся к свету знаний и входим в круг "посвященных". Вероятно так всё и было. В России были те, кто многое знал, но делиться информацией и знаниями особо не спешил. Мы очень хотели всё узнать и поэтому начали строить свой мир танца!
Помните свои ощущения от первого фестиваля? Какие воспоминания самые яркие?
Вадим Каспаров: Помню, как меня впечатлило, когда через 10 дней фестиваля, я понял, что скинул килограммов 5 своего веса, так как времени свободного не было совсем. Американская компания жила на канале Грибоедова у Театральной площади, но завтракать я их водил на Мойку у Гороховой, потому что там открыли наиболее прилично отремонтированное кафе... Потом провожал обратно на Театральную площадь, на мастер-классы. Одним словом, стресс был такой, что совсем не до еды было. В самом конце фестиваля, я даже поблагодарил американцев за возможность похудеть. Это шутка, конечно. Для меня самым главным стрессом стала организация фестиваля. До этого ничего подобного мне делать не приходилось, да и не хотелось!
Я отлично помню момент и место принятия решения об организации Open Look. 19 июня 1999 года Наталья родила нашу вторую дочь Александру... За пару дней до этого, ко мне обратилась одна знакомая из США, которая попросила помочь в организации приезда американской компании "Бил Янг и танцоры". Я очень сомневался – смогу или нет, но решился.
Надо было что-то придумать, чтобы в Петербурге хоть как-то узнали про эту компанию. 20 июня во время празднования рождения дочки с моим другом и по совместительству PR-щиком Евгением Киселевым, в голове весь пазл сложился. Появилась концепция: сначала мастер-классы, потом спектакль... Надо было оттянуть показ спектакля, чтобы собрать публику. И вот, 15 июля, когда мы показывали гостей на сцене ТЮЗа им. А.А.Брянцева – зал был полон. Это невероятно, но факт... Тогда я понял, что больше не хочу проводить никакие фестивали, потому что это оказалось слишком непросто и наступила смертельная усталость. В команде было 2 человека... Наталья была только после родов, но не смогла пропустить мастер-классы, и уже через пару дней после выписки вовсю работала наравне с другими.
"Brahim Bouchelaghem (France) + Top 9 (Russia)", 11 июля 2010 год
Случалось ли, что фестиваль был на грани своего исчезновения? Что давало силы делать его дальше? Откуда приходила помощь?
В.K.: Ну это происходит ежегодно... Мы уже привыкли, что после очередного фестиваля, когда умолкают фанфары и аплодисменты, мы начинаем трезво оценивать, что было сделано, зачем и можно ли было что-то не делать... Понимаем, что это всё алогично. В процессе подготовки и реализации наступает такой драйв, что логика отступает на второй план, на первом месте – эмоции и желание сделать праздник для всех.
Н.K.: Конечно, у фестиваля было несколько стадий, как у любого живого организма... Очень крутые вещи мы сделали на четвертом фестивале... То, что мы собрали в тот год до сих пор кажется невероятным... Это все было на таком адреналине. Но, именно отсутствие опыта, и в каком-то смысле наивность и желание показать самое интересное, все это и творило чудеса в то время. Тогда ведь государство не оказывало поддержку никому и ничему... Мало кто сейчас помнит, в каком состоянии была страна в то время.
В.К.: Помощь приходила от самих компаний и педагогов, которые приезжали и работали бесплатно. Сейчас сложно в это поверить, но тогда Россия была как Марс для многих и поэтому все стремились сюда приехать.
Конечно, мы выкручивались как могли, но у меня была точная установка – делать фестиваль каждый год, даже если нет денег, погоды, настроения.... Делать для тех, кто хочет узнать современный танец. В конечном итоге –радость от фестиваля грела целых три дня после окончания, потом опять хотелось все бросить, а на шестой день, я уже умирал от желания поскорее провести следующий фестиваль...
Так как Open Look был раз в год, то мы стали проводить большое количество других фестивалей в течение года: "Кинотанец", "Точка отсчета", фестиваль молодых хореографов, фестиваль джаз-танца и музыки. В общем, скучать было некогда.
"Nai-Ni Chen Dance", 2005 год
Есть ли что-то такое в прошлых, самых ранних сезонах, что вам хотелось бы вернуть?
Н.К.: Не уверена, что надо что-то возвращать. Современный танец – это не застывшая классика, и поэтому главная его миссия все время меняться и двигаться вперед. Поэтому, он всё-таки имеет свойство устаревать.
Что хотелось бы вернуть, так это здание ДК "Первой Пятилетки". Как там было комфортно работать, там было всё необходимое. Сколько мы вложили души и сил, чтобы это развивать в течение 8 лет. А потом пришлось за три дня выехать оттуда, вывезти всё свое имущество, технику, костюмы, даже линолеум.
Это было в 2005 году. Сразу после фестиваля и этой истории с выездом, мы уехали на гастроли в США. Помню, как мы стояли с Вадимом у моста "Золотые ворота" в Сан-Франциско, и думали о том, что после стольких лет активности, мы буквально оказались на улице. Вероятно тогда эта резкая смена обстановки нас и спасла от реальной депрессии. Поэтому после трёх недель в США, мы вернулись и начали все выстраивать по новой.
Современный танец активно развивается – и за рубежом, и в нашей стране. Но почему-то не такими большими темпами, как хотелось бы. Как вы думаете, почему фестивалей современного танца не так много? Не говорим о небольших и отчасти сомнительных, а все-таки высокого уровня – как ваш.
В.К.: Это очень серьезный разговор. В этом году на фестивале будет круглый стол, посвященный этой теме. Что мешает активному развитию современного танца и как не допустить подмены в сознании людей, что современный танец – это не контемп? Главное, сейчас не упустить время в погоне за шоу-деньгами и не растерять истинно талантливых хореографов.
Надо культивировать фестивали, а не закрывать их при первых проблемах, нужно не убегать из своих небольших городов, а стараться развивать что-то своё, оригинальное. Вот эти проблемы надо решить сначала для себя, а потом уже обращаться к государству или министерству культуры – мы есть и мы хотим, чтобы современный танец был признаваемой частью нашей культуры, хотим его развивать, потому что это важно для большого количества молодых людей.
Ведь балет тоже не был русским, когда его начали культивировать в России 280 лет назад. Но поэтапное развитие его техники, инфраструктуры, обучение привели к тому, что мы гордимся этим видом искусства и в целом никто не задается вопросом: кто по национальности были первые педагоги балета в России. Все то же самое сейчас происходит с современным танцем. Он вне поля зрения государства и поэтому там нет ни денег, ни технологий и в конечном итоге людей. Я имею в виду, конечно, в масштабе нашей страны нет... То, что есть позитивные сдвиги я вижу, но их надо развивать и укреплять, и всё у нас будет хорошо.
Н.К.: Фестивалей не так уж и мало. "Диверсия" в Костроме, "Айседора" в Красноярске, "На грани" в Екатеринбурге. Фестиваль Context Дианы Вишневой набирает обороты. Есть много мультиформатных фестивалей – Dance Open, Дягилев P.S., Чеховский, Платоновский, Территория, NET, Dance Inversion – все они не могут обойтись без представления современного танца. Однако не у всех из них стоит задача развивать современный танец, они в целом больше нацелены на показ спектаклей. Нет системной работы с целью развития современного танца.
Спектакль "Гравитация", "Война", XX международный фестиваль современного танца Open Look 2018
Какие фестивали вам удалось посетить, какие постановки посмотреть во время подготовки юбилейного Open Look?
В.К.: Я побывал в Сеуле, где впервые и посмотрел корейский современный танец. Потом Бельгия, Израиль, Польша, Финляндия... Смотреть приходится много. Но, увы, не всегда получается все "своими ногами" изучить, поэтому просмотры видеозаписей, комментарии коллег и продюсеров других фестивалей, в том числе помогают в формировании программы.
Насколько ваши взгляды на танец совпадают? Случается спорить при составлении программы?
Н.K.: По-разному. Иногда спорим, конечно. Но, когда смотрим спектакли вместе, мнения обычно сходятся. Спорим только, когда кто-то один посмотрел живьем и впечатлился, а на видеоверсии этого совсем не ощутить. Но, в итоге приходим к единому знаменателю.
Чем особенно гордитесь в программе этого года?
Н.К.: Большим российским блоком работ, новыми постановкам наших резидентов. Практически к каждой новой работе россйских хореографов специально пишут музыка, что раньше себе было не представить. Буду гордиться, если получится большая премьера "внейтрино" с Олегом Степановым, специально созданная к юбилейному фестивалю для нашей труппы "Каннон Данс".
В.К.: Для меня, конечно, всегда вызов собраться привезти большие и сложные коллективы.
В этом году нам надо будет поставить душ, там где нет воды, собрать тонну манной крупы, две тонны торфа, 120 кг мрамора, изготовить стойки для корейских барабанов... и это еще не весь список того, что необходимо сделать...
Так что веселый фестиваль нам обеспечен! Если все сделаем – буду гордиться нашей командой. Дня три точно. А потом опять в бой!
Спектакль "Рассуждениях о «Весне Священной». Образ Розы", XX международный фестиваль современного танца Open Look 2018
Радует уже постоянное присутствие в программе фестиваля российских хореографов – в частности, петербургских – Ксении Михеевой, например. Также вы вновь привозите Челябинский театр современного танца. Некоторые исследователи современного танца, критики, сетуют на то, что нашему танцу недостает самобытности – мы очень многое копируем из-за рубежа. Как вы считаете, насколько российский танец самобытен по своей природе и в чем это выражается? Или не выражается.
Н.К.: Мне кажется, что у нас как раз все очень самобытно. В прошлом году на фестивале западные продюсеры сказали, что из-за этой самобытности нас на Западе и не понимают. В целом, мне кажется неверной позиция – "Давайте придумаем свое "колесо" и будем удивлять весь мир".
В.К.: Мы даже "Жигулями" не можем удивить никого за 50 лет их производства. А вот в других отраслях, к примеру, ракетостроении, еще как удивляем. Всему свое время. Придет время – удивим. То, что наших танцоров начали разбирать на Западе – первый сигнал, что мы идем в правильном направлении. Но есть над чем работать. Самое главное, что систему функционирования современного танца надо строить с нуля...
Мы находимся сейчас на 1 этаже... Лет 10 были на -6 , то есть глубоко под землей.
Спектакль "В ожидании Годо", XX международный фестиваль современного танца Open Look 2018
Какие российские танцевальные коллективы вы бы отметили? За чьим творчеством точно стоит следить?
Н.K.: На мой взгляд, сегодня можно успеть отследить все компании в России, так как их мало в целом. Но наиболее верной дорогой идет Театр "Балет Москва", где менеджмент и художественное руководство движутся в одну сторону, развивая и улучшая качество по всем пунктам творческой деятельности.
В.К.: В рамках платформы Russian Look мы имеем уникальную возможность наблюдать за всем, что происходит на территории России. Эксперты, которые отбирают участников, очень тонко отслеживает талантливые коллективы, которые потом "выстреливают" и попадают в номинанты "Золотой Маски" практически из ниоткуда. Так было с "Воздухом" из Краснодара, Таей Савиной из Санкт-Петербурга, Театром Оши из Вологды. Поэтому смотреть надо во все глаза и в разные стороны.
Спектакль "Лес", XX международный фестиваль современного танца Open Look 2018
И последний вопрос – 20 лет для вас: рубеж или только начало? Что впереди?
Н.K.: Хочется верить, что это период трансформации к зрелости нашей организации. Как мне кажется, приобретенный опыт, понимание всех аспектов нашей деятельности, позволит сделать скачок, который поднимет весь пласт наработок на новую высоту. Мы для себя уже наметили пути достижения своих целей, хочется верить, что они все воплотятся в жизнь!
В.К.: Впереди у нас огромное количество работы. Но, лично для меня, сейчас важно прописать "Основы жизнедеятельности современного танца в России" и попробовать их все воплотить в жизнь. Конечно, это одному не осилить, фундамент надо строить всем, кто собирается жить в этом "Доме танца".