13 марта 2017 16:40      19894

Умные в любом состоянии и в цветных носках: интеллектуальные клубы Петербурга

Botanic Club, Мозгобойня, клуб "60 секунд", ЧГК, Игры Разума и Лига Индиго. Кто организовывает подобные проекты и встречи, кто участвует в таких интеллектуальных играх и как тренируются умники и умницы – в нашем материале.
Читать в полной версии

BOTANIC CLUB

О проекте: Игра Botanic Club —  это 6 раундов, каждый из которых состоит из 8 вопросов, объединенных одной темой. Вопрос можно увидеть на экране + его вслух зачитывает ведущий. На обдумывание каждого вопроса дается 1 минута. В конце раунда у команды есть ещё 30 секунд на оформление всех ответов на бланке: 1 раунд = 1 бланк. 

Botanic Club – это, прежде всего, команда друзей и близких по духу людей. Идея организовать интеллектуальные игры в баре принадлежит Яне Ковальчук. В один из тёплых сентябрьских дней она собрала нас вместе и предложила организовывать регулярные встречи в формате pub quiz. Конечно, мы не первопроходцы, однако у нас есть одна особенность – мы, прежде всего, клуб, если быть точнее "Тайный клуб латентных умников".

Ирина Кузнецова, одна из организаторов Botanic Club

Для нас очень важно, чтобы команды не просто приходили к нам играть. Мы хотим объединить всех, создать настоящее сообщество интеллектуалов Петербурга. С названием определились довольно быстро, чуть позже пришло дополнение в виде слогана "Botanic club – умные в любом состоянии".

Как и у любого секретного общества у нас есть своя особенность – цветные носки.

Согласно научному исследованию, владельцы ярких носков обладают креативным умом и высоким IQ, а что ещё нужно для того, чтобы с успехом отвечать на сложные вопросы и с гордостью носить звание Ботаник.

Поэтому, если вы случайно постирали ваши белоснежные носки с цветным свитером – не расстраивайтесь, а лучше присоединяйтесь к нашему клубу умников.

Ответственный за вопросы – Руслан Хорст. Однако внушительный процент вопросов составляется коллективно. Так, к примеру, блок вопросов про хоккей принадлежит Анастасии Афониной. Настя занималась организацией Чемпионата Мира по хоккею, а посему знает массу интересных фактов об этом морозном виде спорта. По Петербургу у нас специализируется Яна, по общим знаниям – Валентина и Руслан, а я эксперт в области сельского хозяйства, молочного производства и сладких составляющих.

Botanic club всегда рад распахнуть двери секретного общества новым умникам. Практически каждую игру у нас есть команды пришедшие впервые. Есть новички, которые не смогли собрать команду: для такого случая у нас есть "Сборная солянка".  Кстати, в отличие от многих других аналогичных игр, мы предоставляем возможность нашим командам выиграть денежный куш. Каждую игру мы разыгрываем определенную сумму, а часть денег откладываем в призовой фонд сезона. Летом мы планируем организовать большую игру для финалистов игр 1 сезона, где разыграем наши накопления.

МОЗГОБОЙНЯ

О проекте: В игре семь туров по семь вопросов: Туры 1, 4 и 6 текстовые вопросы, Тур 2 дайджест из событий в мире, Тур 3 музыкальные вопросы, Тур 5 вопросы с картинками. Вопросы 1-6 туров демонстрируются на большом экране по 60 секунд и зачитываются ведущим. Тур 7 блиц. 7 простых и коротких вопросов различных видов и жанров появляются на экране всего на 15 секунд и зачитываются. Вопросы не остаются на экране и не повторяются. На запись и сдачу листочка дается еще 50 секунд. Вопросов на энциклопедические знания в МозгоБойне почти нет. Все вопросы берутся кругозором, логикой, сообразительностью. 

Петербург – это всего лишь один из 80 городов, где играют в Мозгобойню. Первая Мозгобойня в нашем городе прошла 2 года назад, в феврале 2015. Организовали её Иван Толстов, Семен Черноножкин и Юлия Родионова. Сегодня в организации остались только Семен и Юлия, а Мозгобойня в Петербурге стала частью всей Мозгобойни.

Юлия Родионова, совладелица проекта Мозгобойня в Петербурге

Так как сейчас в Петербурге в каждой игре участвуют более 1500 человек, и в одно помещение невозможно всем поместиться, то в один день мы играем в разных местах.

В Мозгобойню играют и студенты и пенсионры: возраст не имеет значения. На игру может попасть любой желающий и любая команда. У нас нет сквозных таблиц, рейтингов и единственная причина, по которой можно не попасть на игру – это если ты не успеешь зарегистрироваться, потому как 1500 человек набирается в первые минуты с начала регистрации.

Мозгобойня – это новый формат развлечений буднего дня. К нам приходят команды из друзей, коллег и родственников. Двери Мозгобойни открыты для всех: неважно, кто вы – технарь или гуманитарий.


"ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"

О проекте: Правила не ушли далеко от телеварианта — те же шесть  игроков за столом, та же минута на взятие вопроса. Главное отличие — знатоки играют не против телезрителей, а команда против команды, причём одновременно соревнующихся команд могут быть десятки, а ответы сдаются в письменном виде. 

Впервые я пришла на тренировку в школьный кружок по "Что? Где? Когда?", который вёл Александр Абрамович Друзь в лицее №239, в классе в девятом или десятом. Мне казалось, что мир ЧГК ― это сообщество людей, которым важно не то, как ты выглядишь, где учишься, а то, как ты думаешь и то, о чём ты думаешь. Этим и привлекало.

Наталья Кочнева, одна из организаторов "ЧГК" в Санкт-Петербурге

Со временем я стала меньше идеализировать это сообщество и поняла, что сейчас мне гораздо интереснее смотреть на турниры по ЧГК как на работающий или неработающий часовой механизм и, при необходимости, помогать его чинить. В нашем городе в спортивное ЧГК играют в основном в школах или ВУЗах, с которыми удаётся договориться о помещении. Самые распространённые ― ГУАП, Институт Технологии и Дизайна, Президентский ФМЛ № 239.

В Санкт-Петербурге сейчас играется огромное количество турниров по ЧГК. Некоторые из них – единовременные синхроны. Это значит, что турнир проходит один раз, но в большом количестве городов и на него можно прийти какой угодно командой, подходящей под возрастные ограничения: школьник, студент или взрослый.

Бывают турниры, у которых несколько игровых дней. На такие турниры состав команды от тура к туру должен не сильно меняться, чтобы сохранялась преемственность (основной "костяк" из 4 человек). Как правило, такие "многодневные" турниры тоже являются синхронами. Победителем считается команда или команды, набравшие максимальное количество правильных ответов за все туры или почти за все.

Так же, в каждой возрастной категории отдельно проводятся турниры, выводящие на соответствующие Чемпионаты России. Для школьников и студентов ещё проводится два различных Кубка Европы, а во взрослой категории проводится чемпионат мира. Любопытно отметить, что даже на чемпионате мира вопросы читают по-русски.

Очень трудно назвать средний возраст участников, если честно. У меня есть знакомые школьники, играющие в ЧГК, есть и знакомые люди возраста Друзя, которые тоже ещё играют. Есть "ЧГКшники", которые получили техническое образование, но разбираются в полотнах, например, Босха лучше некоторых искусствоведов. Поэтому трудно сказать, как именно влияет образование на успех команды. Скорее, влияет сфера интересов. То есть, если человек приходит домой и вместо сериалов читает, например, википедию, или гуляет по виртуальному Эрмитажу, изучая истории картин, вероятно, его команда будет лучше выступать, чем если бы он смотрел сериалы. В то же время, существует ещё некоторое множество факторов, влияющее на то, как команда играет, не только индивидуальная сумма знаний.

ЛИГА ИНДИГО

О проекте: Игра представляет собой набор различных конкурсов – на знание фильмов и музыки, литературы и географии, спорта и искусства, а также на умение решать логические задачи, отвечать на вопросы чтогдекогда, своей игры и ещё очень много всего. 

Лига Индиго была основана 4 года назад в Санкт-Петербурге и изначально позиционировалась как студенческое движение. В студенческие годы я участвовал во многих интеллектуальных играх, и осознавал, что в целом они очень похожи и рассчитаны на людей, обладающих энциклопедическими знаниями. Тогда и появилась идея создать игру, рассчитанную на разносторонних людей.

Андрей Пантелеев, один из организаторов "Лиги Индиго" в Санкт-Петербурге

В Лиге Индиго команда из 9 человек играет в раунды трех направлений – интеллектуальные (ЧГК, брэйн, угадай фильм / мелодию, 100к1), спортивные (волейбол, бег, плавание, бадминтон) и творческие (стендап, видеоролики, буриме, рисунки, танцы, пение). И всё это играется одними и теми же людьми в общий зачёт. Лучшие команды по результату выходят в финал – городской квест, смешанный с форт боярдом, фотокроссом и дозорами. Эта версия игры (интеллект-спорт-творчество) сейчас называется студенческой.

Также есть клубная (развлекательная) версия игры (без выделенных дней под спорт и домашних творческих заданий) для людей, желающих отдохнуть от рутины, пообщаться, узнать что-то новое и просто хорошо провести вечер в интересной компании.

И в студенческих, и в клубных лигах сезон включает регулярный чемпионат и финал, где разыгрываются медали и кубок чемпиона. Возраст игроков студенческой лиги – от 18 до 25 лет. Возраст игроков клубной лиги варьируется от 20 до 60 лет. Можно сказать, что наши игры объединяют поколения! К нам приходят играть семьи, коллеги и просто друзья. Некоторые приходят без команды, по 1-2 человека. Из союза таких игроков получаются неплохие команды.

Меня лично теперь привлекает не процесс игры, а её организация. Я своё еще в студенческие годы отыграл: брали медали на чемпионатах России и выигрывали Чемпионат Европы по интеллектуальным играм. Мне нравится сам процесс – от написания вопроса, до его задавания. А также эмоции, драйв и мысли о том, что с каждой игрой люди становятся чуточку лучше!

ИГРЫ РАЗУМА

О проекте: "Игры Разума" похожи на известную телепрограмму с участием Знатоков. Ведущий задает вопрос, а команда за минуту должна найти на него ответ. Знатоки борются с другими знатоками. Играют одновременно все команды, ответы сдаются на специальных бланках, после чего ведущий озвучивает правильный ответ. Побеждает в игре та команда, которая дала наибольшее количество правильных ответов. 

Осенью 2012 года я со своими друзьями в компании с Михаилом Скипским, двухкратным обладателем Хрустальной совы, организовал проект "Игры Разума". Тогда в нём участвовали в основном мои друзья и знакомые.

Сергей Лепичев, один из организаторов проекта "Игры Разума"

Пакет вопросов подготавливает ведущий: раньше это был Михаил Скипский, сейчас – Алёна Повышева, капитан команды элитарного клуба "Что?Где?Когда?".  

Игровой год делится на сезоны. В каждом сезоне 10 игр, после которых играется 11 игра – супер финал, на которой вручаются призы победителям, награды и подарки участникам. Любая команда может присоединиться к нашим играм в любой момент.

В "Играх разума" участвуют как совсем юные команды (студенты), так и вполне взрослые солидные люди. Никакой разницы, играет в команде гуманитарий или технарь нет. Оптимально, в команде должны быть игроки абсолютно разных профессий и увлечений. Лично я получаю огромное удовольствие от общения с интересными, умными и воспитанными людьми. Это позволяет мне самому расти как личности и расширять собственный кругозор знаний.

С конца 2015 года проект "Игры Разума" начал проводить игры спортивного чемпионата по "Что?Где?Когда?". Тысячи команд одновременно играет один и тот же турнир в нескольких странах мира, и борются за звание чемпиона мира "Что?Где?Когда?" в течение целого года. Это новый шаг в развитии проекта.

"60 СЕКУНД"

О проекте: Игра в "вопросы и ответы" почти как в известной телепередаче. Правда, команды соревнуются друг с другом, а не с телезрителями. А вся игра состоит из 36 вопросов, которые ведущий задает друг за другом, разбивая их блоками по 12 вопросов.

Клуб "60 секунд" появился в Петербурге около 4,5 лет назад. Начиналось всё с 10-15 команд, которые собирались один раз в неделю. Сейчас в петербургском филиале (а "60 секунд" – это целая сеть клубов примерно в 50 городах в России и за рубежом) четыре лиги, за каждой из которых закреплён свой день недели. В этих лигах еженедельно играют порядка 150 команд, также ежемесячно организуются отдельные игры для корпоративных команд и любителей кино.

Вопросы для игр готовятся собственными редакторами в зависимости от уровня команд в той или иной лиге и возможной специфики конкретной игры. Редакторы работают в тесном сотрудничестве с коллегами из мира "спортивного "  "Что? Где? Когда? ", которые создают вопросы для самых престижных турниров.

Каждая лига соревнуется в течение одного сезона, который обычно длится около 3 месяцев (10-12 игр). В течение этих игр команды копят зачётные баллы, благодаря которым в завершающей, финальной игре сезона получают то или иное место в соревнованиях по системе "плей-офф". Присоединиться можно в любой момент – вопрос только в турнирных амбициях желающих и уровне их игры, в зависимости от которого мы можем предложить либо лигу для новичков, либо лигу для более опытных команд.

КАК ТРЕНИРОВАТЬСЯ К ИГРЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ирина Кузнецова (Botanic club): Конечно, начитанность является основополагающим элементом победы. Однако в нашей игре очень важно уметь мыслить нестандартно, иметь гибкий ум. В нашем сообществе в социальной сети ВКонтакте мы регулярно публикуем интересные вопросы, методики для тренировки мышления, различные полезные материалы, которые могут помочь нашим Ботаником подготовиться к очередной игре.

Юлия Родионова (Мозгобойня): Тренироваться совершенно не надо, у нас нет вопросов на эрудицию. Чтобы играть в мозгобойню не надо быть начитанным человеком и иметь красный диплом.

Наталья Кочнева (ЧГК): ЧГК ― это спорт, на мой взгляд. И, как в любом спорте, помогают лишь усиленные постоянные тренировки. Нужно не только постоянно пополнять свой багаж знаний посредством чтения книг или информационных ресурсов, но и посещать турниры, играть внутри команды в словесные и настольные игры, тренироваться по скайпу или просто в кафешке. Для того, чтобы поехать на взрослый Чемпионат России по ЧГК недостаточно быть начитанным человеком, нужно ещё и уметь применять знания в тех рамках, в которые загоняют авторы вопросов.

Андрей Пантелеев (Лига Индиго): За сезон проводится более 50 различных раундов – тут и интуиция, и эрудиция, и грамотность, и логика, и творческий подход, и командная работа. Полный список раундов можно посмотреть тут: ligaindigo.ru. Так как календарь известен заранее, мы верим в мотивирующая функцию ЛИ.

Сергей Лепичев (Игры Разума): Для достижения высоких результатов, помимо собственного интеллекта, помогают тренинги, которые проводит Михаил Скипский, лучший тренер "Ч.Г.К.", по мнению европейской ассоциации клубов "Что?Где?Когда?"

Администрация клуба "60 секунд": Как правило, нет лучше тренировки, чем сама игра. Большинство команд самой престижной лиги нашего клуба – Лиги чемпионов – это команды, которые мы знаем два, три, а то и четыре года. Сколько бы ни пополнялся состав лиги, именно эти старожилы зачастую на лидирующих позициях. И, разумеется, не только потому что они прочитали в жизни много книг – это слаженные коллективы, в которых чётко организовано обсуждение, а игроки команды разбираются в самых разных сферах знания – без эрудиции, разумеется, не обходится. Причём в составе этих команд как состоявшиеся люди среднего возраста, так и молодые ребята.

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте