20 октября 2015 16:04      5993   Мария Кучер, Фото - "PROвзгляд"

"Сохрани мою речь навсегда" Романа Либерова: голоса двух эпох

На экраны выходит документальный фильм Романа Либерова "Сохрани мою речь навсегда" о поэте Осипе Мандельштаме. В широком прокате лента появится только 22 октября, но уже сейчас ее можно увидеть в кинотеатре "Аврора". Peterburg2 посмотрел фильм одним из первых и обнаружил, что главное в этой истории не картинки, а голоса.
Читать в полной версии

Фильм Романа Либерова "Сохрани мою речь навсегда" рассказывает о жизни поэта Осипа Мандельштама - с момента его рождения в Варшаве до смерти в лагере на Дальнем Востоке. Лента названа по первой строчке известного мандельштамовского стихотворения, написанного им в 1931 году, но впервые напечатанного лишь спустя 30 лет в Нью-Йорке. Большая часть повествования посвящена взаимоотношениям Мандельштама с советской властью, другими акмеистами и единственной женой Надеждой. При создании картины режиссер Роман Либеров использовал множество техник - мультипликацию, фотографию, документальные кадры, кукольный театр, музыкальную тему. За реализацию последней отвечает Noize MC, чья композиция "Сохрани мою речь навсегда" звучит на заглавных и финальных титрах фильма.


Имя Романа Либерова для петербургского зрителя уже давно не пустой звук. В копилке у молодого, но состоявшегося режиссера документальные фильмы об Олеше, Бродском, Довлатове, Ильфе и Петрове. Либеров, влюбленный в литературу по-мальчишески страстно, впрочем, легко впускает в мир своих привязанностей любого, для кого главное в формате кино - как раз его неформат. Посмотрев хотя бы одну его картину, вы скоро поймете, что за смешанной техникой скрывается вовсе не желание покрасоваться, а именно рассказать вам свою историю.

Либеров - рассказчик великолепный. По его собственному признанию, с каждым проектом он проживает новую жизнь, так было с каждым из его собственных героев. Пренебрегая законами документального кино, которое вы привыкли видеть по большим и важным каналам, он идет через форму собственного повествования - прямиком в ваше строгое зрительское сердце.

Фильм "Сохрани мою речь навсегда" одновременно похож и не похож на все прежние либеровские сочинения. Ощущение, что режиссер понял, на каком языке стоит разговаривать со зрителем, и язык этот - калейдоскоп всевозможных методов и приемов в современном кино. Лента о Мандельштаме почему-то поделена на главки, иногда совсем коротенькие, по паре минут каждая, да и вообще, ощущение, что картину, как торт, для удобства восприятия порезали на куски. Но здесь все-таки стоит собрать волю в кулак и начать играть по правилам режиссера: смотреть краем глаза, но всему обратиться слух. Это странно, но при всем визуальном богатстве, главное происходит как будто на заднем плане, разыгрывается голосами гениальных Сухорукова, Хаматовой и Чуриковой - великолепное, вневременное трио. Пренебрегать "инструкцией к прочтению" Либерова не стоит: если вдруг вы не узнаете за цветаевскими строками голос Чулпан Хаматовой, а на чуриковском "Я плачу, плачу, плачу" у вас не перехватит дыхание - увы, вы потратили полтора часа на просмотр картинок.

Это не может не удивлять. Казалось бы, отнюдь не кассовый режиссер снимает очередную ленту, пусть и про одну из самых сложных судеб в русской литературе, мы покупаем билет в кино, зачем?  Чтобы играть по его правилам? Что удумал, хитрец! Рекомендуем смириться, потому как у либеровского зрителя "со стажем" таких претензий не возникает, а возникают новые образы Довлатова, Бродского, Мандельштама и прочих.

Впрочем, советов "смотреть или не смотреть", в этом тексте все-таки не будет. Безусловно, "Сохрани мою речь навсегда" важно увидеть всякому, кто тонко чувствует суть конфликта между советской властью и акмеистами в 30-х годах прошлого столетия. И точно так же не стоит ходить на этот фильм тому, кого уход от привычного документального формата в сторону эклектики пугает или заставляет скучать. Как всегда, "каждый выбирает по себе", но кто не рискует, тот...

Подписывайтесь на наш канал в Дзен и Вконтакте