«Приморский УПК» достроит порт в Ленобласти к 2025 году
(Фото предоставлено пресс-службой Приморского УПК)
В 2025 году в Ленобласти должен появиться новый порт, все разрешения на его создание уже есть, а компания «Приморский УПК» приступила к работам. Журналисты выяснили, чем важен для Северо-Запада и всей страны данный проект.
Речь идёт о строительстве нового универсально-перегрузочного комплекса в Приморске Ленинградской области. Все согласования ООО «Приморский УПК» получило 12 ноября 2021 года, когда Росморречфлот выдал соответствующее разрешение. Дополнительно инвестор оформил разрешение на создание искусственного земельного участка и решение о водопользовании.
На фоне большого количества спекуляций вокруг проекта здесь важно подчеркнуть – все документы были оформлены с соблюдением законодательства РФ. Все процедуры велись не один год, и все это время проекту активно противостояли различные группы из числа защитников экологии и местных жителей.
Но, по мере получения всех согласований, «Приморский УПК» смог один за одним разбить аргументы противников проекта. Как обратили внимание в Правительстве РФ, проект порта в Приморске ранее получил положительное заключение Главгосэкспертизы и заключение государственной экологической экспертизы.
Планы по дальнейшему сотрудничеству ФГУП «Росморпорт» и «Приморский УПК» скрепили подписями на московском форуме «Транспортная неделя – 2021». Теперь для строительства крупнейшего порта на Балтике не осталось никаких бюрократических преград. Но что собой представляет экономика нового универсально-перегрузочного комплекса?
Значение проекта
Согласно заявленным инвестором цифрам, в Приморск уже через несколько лет смогут заходить суда вместимостью до 150 тысяч тонн для насыпных грузов, например, угля и до 200 тысяч тонн для перевозки контейнеров. Такие характеристики позволяют называть Приморский первым глубоководным портовым комплексом в Балтийском бассейне.
Мощности порта оцениваются застройщиком в 65 млн тонн, что составляет почти четверть всего грузооборота сухих грузов в регионе. С запуском порта в Приморске Россия получит дополнительные мощности для перевалки грузов в ключевом для экспорта в Европу регионе. Несмотря на имеющиеся порты в Финском заливе современных портовых и перегрузочных комплексов на этом направлении недостаточно. С этим утверждением соглашается подавляющее число экспертов.
Особенно востребованными мощности современного порта выглядят на фоне планов Минтранса переориентировать максимальное количество грузов с портов Прибалтики, Польши, Финляндии и Украины в порты РФ. На фоне недружественной политики Литвы, Латвии и Эстонии перевалка российских грузов в портах этих стран продолжит стремительно сокращаться. Независимость в вопросе логистики – ключевой момент в пользу реализации Приморского УПК.
«Колоссальный объем грузов сможет проходить через «Приморский УПК». Это участие компании в стабильной экономической ситуации, позволяющим всем производителям отправлять свою продукцию, сырье и материалы на экспорт, и точно также импортировать обратно», – объяснил генеральный директор ООО «Приморский УПК» Андрей Сизов.
Сколько стоит порт построить?
У сторонних обывателей возникает вопрос к стоимости такой переориентации. В прессе звучат различные цифры — строительство всего комплекса оценивается в диапазоне от 90 до 275 млрд рублей. Годом ранее ООО «Приморский УПК» включили в нацпроект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» (КПМИ). Проекты из этого списка смогут рассчитывать на сумму около 200 млрд рублей. Какую часть от нее получит «Приморский УПК», и получит ли - пока неизвестно.
Часть скептиков сомневается в экономической целесообразности проекта, апеллируя к «зеленым» трендам в европейской экономике. При этом полностью отказаться от использования угля для выработки электрической и тепловой энергии странам ЕС в ближайшее десятилетие вряд ли удастся. Очень показательным здесь выглядит энергетический кризис 2021 года, когда на фоне рекордного скачка цен на газ европейские потребители запросили увеличение поставок энергетического угля из России.
Не стоит забывать и про тот факт, что после запуска УПК в Приморске деньги, которые раньше уходили в прибалтийские порты, останутся в российской экономике. А суммы здесь очень существенные.
По данным экспертов за 2019 год, страны Прибалтики получили от РФ около 17 млрд рублей за перевалку российских экспортных грузов. В основном речь идет про насыпные грузы (уголь, минеральные удобрения, руда, зерно), которые совсем скоро пойдут через Приморск. Такой разворот позволит вкладывать существенные деньги в развитие инфраструктуры российских портов, а не прибалтийских.
«По большому счету с введением этого универсального порта мы закроем тему перевалки российских грузов через портовые комплексы Прибалтики», – уверяет губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
В то же время обработка грузов не заканчивается портом. Российские экспортеры платят налоговые отчисления за вывоз каждого контейнера с порта до склада получателей. Налоги, инвестиции, развитие инфраструктуры и рабочие места – деньги утекают из РФ по разным каналам.
Теперь они будут оставаться в России, причем пойдут не только в федеральный центр, но останутся в Ленобласти и в Приморске по месту регистрации порта. УПК – действующий налоговый резидент Приморского района, с пропиской в поселке Ермилово.
Создание рабочих мест и инфраструктуры
До запуска УПК решение вопросов инфраструктуры в Приморске и на подступах к нему ложится на плечи инвесторов. И речь идет о суммах очень внушительных – десятках миллиардов рублей. Например, одно строительство железной дороги для движения грузовых и пассажирских поездов по маршруту Приморск – Выборг – Санкт-Петербург, по некоторым данным, оценивается в 33 млрд рублей. Важно отметить, что РЖД строит и конструирует дорогу за свой счет.
К порту будет подведена и скоростная автомобильная дорога на четыре полосы общей длиной 43 км. Она будет соединять Приморск в районе посёлка Гаврилово с федеральной трассой «Скандинавия». Пропускная способность дороги оценивается в 31 млн тонн грузов в год.
Но появления порта и хороших дорог для жителей Приморска недостаточно. Эксплуатировать порт приедут тысячи рабочих, которым нужно предложить не только хорошо оплачиваемую работу, но также помочь организовать быт и досуг. В первую очередь вакансии будут доступны местным жителям – из Приморска, Выборга и соседних населенных пунктов. Но очевидно, что все вакансии заместить местными жителями не удастся.
Как уверяют в «Приморском УПК», у всех работников терминалов будет служебное жилье. С этой целью будет построен отдельный рабочий городок «Два моря», он расчитан на 12 тыс. жителей. Здесь расположатся дома высотой в 5-8 этажей. Также компания обещает и инфраструктуру: офисы, коворкинги, торговые точки и паркинги.
Также в центре городка создадут пешеходную площадь, будет построена новая школа, деловой центр и многофункциональные объекты. Вдоль побережья в Приморске оформят парк площадью около 100 га с благоустроенной прибрежной линией.
Но, пожалуй, самой приятной новостью для коренных жителей Приморска и соседних районов станет газификация. Приход УПК позволит тысячам людей наконец-таки решить многолетние проблемы с энерго, тепло и газоснабжением. Договор поставки газа между «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург и «Приморский УПК» уже подписан со сроком начала поставки в 2026 году.
В год Приморск будет получать около 230 млн кубометров газа. Он пойдет на газификацию города Приморск и нового жилого района «Два моря», порта Приморск и всех попутных населенных пунктов Приморского городского поселения.
В завершении можно дать вполне однозначный ответ на вопрос о значении нового порта для экономики Северо-Запада и России в целом. Но гораздо важнее здесь даже не цифры, связанные с инвестициями и ростом налоговых отчислений, а реальная выгода от проекта для простых людей – высокие зарплаты, хорошие дороги и комфортные районы для жизни в Приморске.