Петр Востоков: "Большой Джазовый Оркестр – как воплощение моих музыкальных вкусов и амбиций"
Вы трубач по образованию. Насколько большой выбор, что играть, у музыканта с такой специальностью? И по какой причине был выбран вами джаз?
В наше время никакой проблемы с выбором репертуара у трубачей нет. Если речь о классической музыке, то прошли те времена, когда для трубы существовало всего два-три концерта. В 20-ом веке, по мере развития как ее популярности, так и конструкции инструмента, техники исполнения на нем, появилось огромное количество переложений для трубы, да и композиторы начали чаще писать специально для нее. Что касается джазовой музыки, в особенности оркестровой, то труба здесь с самого начала занимала лидирующую позицию как сольный инструмент.
Я не выбирал джаз, жизнь выбрала его для меня. Не знаю даже, для чего это лучше: для самого джаза или возможно, для академической трубы. К счастью для слушателей такой музыки, я с 18-ти лет больше в этом не участвую.
Каким стилям/направлениям джаза вы отдаёте предпочтение?
Я огромный поклонник всего разнообразия исторических стилей и периодов джаза. Но мое сердце, в первую очередь, принадлежит его ранним формам и, конечно же, всему, что связано с оркестром. А когда это совпало, то и появился наш Большой Джазовый Оркестр, как воплощение моих музыкальных вкусов и амбиций воссоздать это, как это было когда-то задумано композитором, аранжировщиком.
Одна из отличительных черт Большого Джазового Оркестра – это использование уникальных инструментов. В чём их уникальность: возраст, особое изготовление?
Нет принципиальной задачи играть только на старых инструментах. Здесь речь в первую очередь идет об инструментах ритм-секции, правильных размерах барабанов, тарелок, различных специфических перкуссионных инструментах, которые сейчас уже не делаются. И лишь только, чтоб эта музыка зазвучала правильно, а не для того, чтоб говорить: "смотрите, что мы откопали, у вас такого нет". Хотя сам, признаюсь, использую трубу с 90-летней историей. Для многих, кто пробовал играть на ней из моих коллег-трубачей, это непонятно и удивительно, как я вообще на ней играю.
Вы играете достаточно разную музыку – от свит-джаза 20-х до музыки 70-х годов. Но тем не менее акцент идёт именно на эру больших оркестров 30-40 годов. Почему?
В джазовой оркестровой музыке это практически то же самое, что Бетховен в симфонической, и даже, наверное, больше. Это расцвет оркестра, с какой стороны на это не смотреть. И в плане исполнения, и разнообразия стилей, саундов, аранжировочных приемов, абсолютный энтузиазм в ее характере в противовес часто скукоте современного оркестра, танцевальность, что является показателем хорошего и правильного ритма, ну и общедоступность, которая позволяет нам, музыкантам, зарабатывать!
Как отбирались композиции для концерта в Петербурге? Может была выбрана определённая тема для Петербургской программы?
Отбирались по двум критериям: отличный джаз и его принадлежность к кинематографу. В процессе составления программы, оказалось, что это очень даже совместимо, ведь его развитие в первой половине 20-го века полностью совпадает и с популярностью нашей музыки. Многие великие оркестры "Эры свинга" не только занимались озвучиванием фильмов, но и сами снимались в них. Кроме этого мы сыграем достаточно много, уже более поздних, джазовых версий знаменитых мелодий из картин 50-60-годов, таких как серия фильмов об агенте 007, "Вестсайдская история", и еще много-много всяческих сюрпризов. Сразу предупреждаем, что, к сожалению, из "Бандитского Петербурга" не удастся ничего сыграть!
Специально для этого концерта вами была предложена идея открыть танцевальный партер. Что это и в чём заключается идея такого партера?
Мы хотели бы сделать этот концерт максимально разнообразным и интересным зрителю, и помимо кино, представить и другие стороны джазовой культуры того периода. Одна из важнейших – это джазовый танец. Также мы сыграем несколько номеров (некоторые из использовались в кинематографе тоже), связанных с поездами, такие музыкальные картинки. Это тоже, одна из наинтереснейших тем джаза 30-40 годов.
Доводилось ли вам сравнивать джаз в России и джаз в Америке? В чём различие, а в чём сходство?
Ну, хорошая музыка, она везде хорошая, а вот плохая у нас с ними очень значительно отличается! Но в этом я уж не очень разбираюсь…
Говорят, что в России джаз является всё-таки более камерным, узким направлением. Можно ли считать, что проведение концертов с включением знаменитых саундтреков из кинематографа и золотых хитов, помогает сделать джаз более массовым явлением?
Несомненно, подобные темы концертов призваны к сбору самой разнообразной публики. Способствуют ее популяризации. И самое главное здесь, на мой взгляд, несмотря на такой вроде бы коммерческий подход, случайно не пожертвовать самой идей и качеством подлинного джаза. Что мы, конечно, и не собираемся делать. Уверен, концерт оставит небезразличными, как любителей джаза со стажем, так и людей, которые просто придут провести хорошо время с семьей!